Опера Верстовского «Громобой»

Композитор
Дата премьеры
24.01.1857
Жанр
Страна
Россия

ГРОМОБОЙ — большая фантастическая опера А. Верстовского в 4 действиях (5 картинах), либретто Д. Ленского по одноименной балладе В. Жуковского.

Премьера: Москва, Большой театр, 24 января 1857 г., под управлением С. Штуцмана.

Баллада «Громобой» входит в стихотворную повесть Жуковского «Двенадцать спящих дев» (по одноименному роману К. Г. Шписа) вместе с балладой «Вадим», на основе которой написана ранее опера Верстовского «Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев».

Сын витязя Вадима Новгородского Громобой, бессильный отомстить убийцам отца — Аскольду, Диру и другим варягам, пытается покончить с собой. Злой дух предлагает Громобою власть и возможность отмщения врагам в обмен на его душу и души двенадцати его дочерей. Проходят годы, и Громобою удается осуществить свое желание: дружинники Олега заманивают на берег Днепра Аскольда и Дира и убивают их. Приближается час расплаты, дьявол должен завладеть душой Громобоя. Но раскаяние и угрызения совести приносят ему прощение, дочери же его погружаются в волшебный сон.

Образное содержание оперы, ее условно-романтический характер в конце 50-х гг. оказались безнадежно старомодными, но все же музыка поднималась над уровнем ранних сочинений композитора. Верстовский на этот раз отказался от привычного для него чередования музыкальных номеров и диалогов, создав целостную музыкально-драматическую ткань. Речитативы довольно выразительны. Образ Громобоя не лишен патриотических черт, и его ария, дышащая ненавистью к захватчикам-варягам, носит героический характер.

Неизмеримо значительнее, чем в других операх Верстовского, роль оркестра и симфонических эпизодов (увертюра, Валахский танец и др.). Однако после опер Глинки и «Русалки» Даргомыжского «Громобой» выглядел архаичным. Попытки его возобновления (в 1865, 1870, 1871, 1899 гг.) остались бесплодными. Многие элементы этой оперы подготовили появление «Рогнеды» Серова.

А. Гозенпуд

***

Действующие лица:

• Громобой, новгородский князь, бас
• Рогнеда, сопрано
• Асмодей, бас
• Отшельник, бас

Первое действие — «Страшный договор»

Новгородский князь Громобой скрывается в дремучем лесу от преследования варягов Аскольда и Дира. Чужеземцы убили его отца, Вадима Новгородского, пролили священную кровь лучших сынов народа и, обосновавшись на престоле в Киеве, бесчинствуют и издеваются над русскими людьми.

Громобой жаждет отомстить, но он бессилен что-либо предпринять. Дьявол Асмодей предлагает вернуть Громобою прежнюю славу, власть, могущество. Бес поможет князю отомстить врагам. За все это Асмодей требует лишь одного — через десять лет Громобой должен отдать ему свою душу и души всех своих детей. Князь согласен — страшный договор заключен.

Второе действие — «Пир»

Прошло более девяти лет. Приближается срок, назначенный Асмодеем. Дьявол сдержал свои обещания. Громобой справедливо правит народом, живет счастливо и богато, у него двенадцать прекрасных дочерей. Но до сих пор живы еще враги Громобоя — Аскольд и Дир, не отомщен отец. Однако Асмодей верен своему слову. Во дворце Громобоя устраивается великолепный пир, Аскольд и Дир приглашены на него. По совету князя Олега, варяги должны быть заманены на берег Днепра и там убиты. На пир является и Рогнеда, бывшая жена Аскольда. Аскольд изменил ей ради красавицы-гречанки Елены. Рогнеда, подобно Громобою, заключила договор с Асмодеем, чтобы дьявол помог ей убить изменника- мужа.

Прибывают Аскольд и Дир. Их сопровождает блестящая свита. Увидев среди гостей бывшую жену, Аскольд удивлен — в его душу западают подозрения. Рогнеда пением старается рассеять их.

Пир в разгаре. Играет музыка. В живописных нарядах танцуют чудесные красавицы восточных стран. Гости шумной толпой заполняют освещенный множеством свечей, великолепно украшенный пиршественный зал. В глубине его на почетных местах восседают Аскольд и Дир. Пир прерывается появлением раба варяжских купцов. Он сообщает, что только что прибыли варяжские гости—они расположились на берегу Днепра и ждут своих князей Аскольда и Дира, чтобы поклониться им; Громобой предлагает варягам выйти к Днепру.

Третье действие — «Смерть Аскольда и Дира»

На берегу Днепра раскинуты шатры иноплеменных купцов. Из дворца выходят Аскольд и Дир, сопровождаемые воинами Громобоя и Олега. Как только варяжские князья подходят к берегу Днепра, дружинники окружают их и убивают. Исполнилось последнее обещание Асмодея — отец Громобоя отомщен.

Четвертое действие — «Покаяние»

Громобой один в своем дворце. Кончается срок договора с дьяволом: наступил последний день жизни князя.

Громобою не жалко себя, он терзается за своих прекрасных дочерей, которые должны погибнуть вместе с ним. В тоске и отчаянии мечется Громобой по дворцу. Монах-отшельник напоминает князю о приближающемся смертном часе. Гремит гром, сверкает молния, появляется Асмодей. Он требует души Громобоя и его двенадцати невинных дочерей. Вдруг свершается чудо: мгновенно утихает буря, проясняется небо, открываются звезды. Луна освещает великолепный терем, в котором спят двенадцать невинных дочерей Громобоя. Душа князя возносится в рай.

реклама

вам может быть интересно

Бах. Скрипичное творчество Камерные и инструментальные

рекомендуем

смотрите также

Реклама