Опера Катерино Кавоса «Илья-богатырь»

Композитор
Дата премьеры
31.12.1806
Жанр
Страна
Россия

«Илья-богатырь» — волшебная опера с хорами и балетами К. Кавоса в 4 действиях, либретто И. Крылова.

Премьеры первых постановок: Петербург, Придворный театр, 31 декабря 1806 г.; Москва, Театр на Моховой, 26 июля 1823 г.; Одесса, 3 ноября 1845 г. (под названием «Илья-богатырь, или Освобождение Чернигова»). Последний спектакль — в Москве, в Большом театре, 19 декабря 1845 г., в бенефис актера В. Живокини.

Начало XIX в. ознаменовалось в русском театре увлечением сказочно-фантастической оперой. Это были спектакли на все вкусы — и для привилегированных, и для самых неприхотливых зрителей. «Илья-богатырь» Кавоса занимает значительное место в ряду произведений волшебного жанра. В отличие от тех, что претворяли пересаженные на русскую почву сюжеты (например, «Русалка» или «Князь-невидимка» С. Давыдова), эта опера, в особенности ее текст, носит чисто русский характер.

Поэт народный и ярко национальный, автор гениальных басен Крылов в «Илье-богатыре» отказался от нагромождения театральных трюков, пронизав все действие единой мыслью. Опера патриотична, в ее основе — идея защиты родины. Текст создавался в период военных конфликтов с Наполеоном, отсюда ряд иносказаний; так, борьба Ильи с Соловьем-разбойником как бы рисовала схватку русского государства с империей Наполеона. Но если бы значение текста заключалось только в намеках на политическую действительность, он, безусловно, устарел бы в последующую эпоху, а этого не произошло.

Крылов переосмыслил и пересоздал традиционные ситуации старой волшебной оперы, наполнив образы новым содержанием. Комические персонажи, ранее потешавшие раек шуты и слуги приобрели плоть и кровь, характер, стали носителями народного юмора, как, например, Тароп, слуга и шут богатыря Владисила. Место грубых острот занял народный юмор. И сюжет оперы — похищение колдуном жены витязя, погружение ее в волшебный сон, подвиги витязя, которому покровительствует добрая волшебница, победа над злом и соединение любящих в финале — предвосхищает «Руслана и Людмилу» Пушкина.

Музыка Кавоса значительно уступает тексту, хотя в ней есть превосходные эпизоды (в частности, танцы). К сожалению, до нас не дошел торжественный хоровой эпилог, прославлявший победу над врагом,— этот хор был написан уже в годы Отечественной войны и имел большой успех.

А. Гозенпуд

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама