Опера Жана Батиста Люлли «Фаэтон»

Композитор
Год создания
1683
Жанр
Страна
Франция
Никола Бертен. «Фаэтон на колеснице Солнца». ок. 1720

«Фаэтон» (фр. Phaëton) — опера (лирическая трагедия) Жана Батиста Люлли в пяти действиях с прологом. В основе либретто Филиппа Кино лежат эпизоды «Метаморфоз» Овидия.

Если композитор воистину талантлив, его творения находят путь к сердцу любого слушателя, к какому бы общественному слою он ни принадлежал. Таким был французский композитор Жан-Батист Люлли. Его «Атис» современники называли «королевской оперой» — ведь к этому произведению питал особую страсть Людовик XIV, «Изида» из-за особой сложности партитуры вошла в историю как «опера музыкантов», а на долю лирической трагедии «Фаэтон» выпала иная честь — ее называли «народной оперой», и на то были все основания: мелодии из этой оперы приобрели широкую известность, некоторые номера прочно вошли в практику любительского музицирования, и не только среди аристократов. Впрочем, высокопоставленная публика тоже оценила произведение по достоинству. Можно сказать, что «Фаэтон» покорил всех французов.

Говоря о произведениях Жана-Батиста Люлли, которые мы ныне именуем оперы, следует помнить, что сам автор их так не называл — во Франции того времени она именовались «лирическими трагедиями» (точнее, «tragédie mise en musique», буквально — «трагедия, положенная на музыку»). Перу Люлли принадлежит тринадцать сочинений такого рода, и первое из них, созданное в 1673 г. — «Кадм и Гермиона» — было написано на либретто Филиппа Кино. Тот же драматург создал либретто и для «Фаэтона». Сюжет был позаимствован из наиболее популярного в ту эпоху источника — из античной мифологии. Непосредственной основой послужило произведение древнеримского поэта Овидия Назона «Метаморфозы». Не ограничиваясь известной историей о неудачной попытке Фаэтона управлять колесницей солнечного бога Гелиоса, либреттист развернул волнующую историю, в которую вплетаются и любовные страсти, и борьба за власть.

В прологе перед нами предстает богиня Астрея. Огорченная людской неблагодарностью, она покинула землю, но это не поколебало ее привязанности к смертным. Мечта богини — новый Золотой век. Сатурн советует ей возвратиться на землю, чтобы провозгласить наступление новой эры, когда будут царить наслаждения и мир.

В первом акте египетская царевна Либия с тревогой ожидает решения своего отца Меропа. Тот в скором времени должен объявить имя своего преемника, а значит — ее будущего супруга. Либия влюблена в Эпафа — сына бога Юпитера и богини Изиды, и тот отвечает ей взаимностью, но позволит ли им Мероп быть вместе? Не менее жестоко страдает Теона — дочь Протея: девушка влюблена в Фаэтона, рожденного Клименой (женой Меропа) от бога солнца Гелиоса. Тот к ней неравнодушен, но власть и слава для него превыше любви — он рассчитывает стать мужем Либии, чтобы занять трон. Сама мысль, что он может оказаться в подчинении у Эпафа, приводит его в ярость. Климена — супруга Меропа и мать Фаэтона — одобряет его намерения, но ее смущают мрачные предзнаменования. Она обращается к божественному предсказателю Протею. Тот сравнивает любовь с морским штормом и советует Фаэтону избегать обеих девушек, но открывать его будущее отказывается. По просьбе Климены морской бог Тритон выведывает у него будущее юноши: стремление к славе приведет его к гибели.

Напуганная зловещим пророчеством, Климена уговаривает сына отказаться от претензий на престол, но он непреклонен. Единственная надежда теперь — любовь Теоны, но Фаэтон отказывается встречаться с нею. Наконец Мероп объявляет свое решение: его наследником и мужем Либии станет Фаэтон. И Теона, и Эпаф в отчаянии.

Напрасно Фаэтон утешает Теону, объясняя, что его брак с Либией диктуется не чувствами, а политическими соображениями, несчастная взывает к богам, умоляя о мщении. Эпаф тоже жаждет мести: когда Фаэтон со свитой направляется в храм Изиды, он просит свою мать закрыть ворота храма перед ним — и богиня выполняет просьбу. Эпаф публично высказывает сомнения в том, что Фаэтон — сын Гелиоса. Из вновь открывшихся ворот храма появляются фурии, сея ужас. Климена клянется, что Фаэтон — сын бога Солнца, и ветры, спустившиеся с неба, переносят юношу во дворец отца.

Гелиос радостно приветствует сына. В доказательство отцовской любви Фаэтон просит позволить ему управлять солнечной колесницей. Бог солнца объясняет, что управление колесницей требует умения, предупреждает об опасности, но Фаэтон стоит на своем — и в конечном итоге Гелиос уступает его просьбе.

Фаэтон мчится по небосводу на колеснице. Народ с Клименой во главе прославляет нового солнечного бога, и только Эпаф не разделяет всеобщего ликования. Он просит своих божественных родителей — Юпитера и Изиду — покарать Фаэтона. Тем временем неопытный возница теряет управление, еще немного — и огонь охватит землю. Богиня земли взывает о помощи к Юпитеру, и тот поражает Фаэтона молнией.

Подобно другим лирическим трагедиям Люлли, «Фаэтон» представляет собой монументальную композицию с прологом. Напевная декламация, исполненная патетики, подчеркивает величие героев и их чувств.

Премьера оперы «Фаэтон» состоялась в январе 1683 г. в Версальском дворце. Позднее она с большим успехом представлялась в театре Пале-Рояль до середины XVIII столетия.

В России «Фаэтон» впервые был поставлен в 2018 г. Пермским театром оперы и балета.

реклама

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама