Оркестрион

Категории словаря

Оркестрион (нем. Orchestrion), оркестрофон, оркестрина.

1) Самоиграющий механический музыкальный инструмент, конструкторы которого стремились воспроизвести звучание симфонического оркестра. Приводился в действие пружинным механизмом или пневматическим устройством, позже силой электромотора. Как и в ряде других механических музыкальных инструментов, пьеса фиксировалась в виде соответствующим образом расположенных выступов на вращающемся валу.

Оркестрион изобретён в 18 в. Один из первых образцов — оркестрион Т. А. Кунца (Прага, 1796–98). В 1806 в Вене И. Н. Мельцель создал оркестрион под названием «Пангармоникон», удачно имитировавший звучание не только духовых, но и струнных оркестровых инструментов. Для этого оркестриона Л. Бетховен написал пьесу «Победа Веллингтона, или Битва при Виттории» (впервые исп. в 1813, позднее исп. в оркестровой редакции).

Высокой оценки Бетховена, А. Сальери, И. Н. Гуммеля заслужил оркестрион Леонгардта Мельцеля (мл. брата И. Н. Мельцеля) — «Орфеусгармоникон» (1814). Оркестрион братьев Х. Г. и И. Бауэров (Вена, 1828; выставлялся в Лейпциге в 1829) обладал флейтовыми, валторновыми, трубными регистрами, а также ударными (барабанами и тарелками); играл сочинения Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Э. Н. Мегюля. Известность приобрёл оркестрион (1851) дрезденского мастера Ф. Т. Кауфмана, поражавший мощью и полнотой звучания, исполнявший большие симфонические произведения.

К оркестриону относятся также разнообразные самоиграющие механические органы, известные в Германии под названиями: Spieluhr, Mechanische Orgel, ein mechanisches Musikwerk, ein Orgelwerk in eine Uhr, eine Walze in eine kleine Orgel, Flotenuhr, Laufwerk и др. Специально для этих инструментов писали Гайдн, Моцарт, Бетховен.

В России они назывались «часы-органы», их действие было связано с часовым механизмом. В петербургском дворце Г. А. Потёмкина (1791) имелись большие «самоигральные» часы. Распространение получили стенные часы «с флейтами, курантами и гуслями», механические «вокальные часы» вроде тех, что играли «десять разных музыкальных штук, из коих шесть на трех инструментах, первою и второю флейтою, а при том на арфе и басе» (Москва, 1795).

Производство оркестрионов в России началось на рубеже 18–19 вв. Выдающимся образцом был изготовленный в 1798–1801 «Механический оркестр» (часы-орган, хранится в ленинградском Эрмитаже) петербургского часового мастера И. Штрассера (Страссера). Этот инструмент исполнял некоторые сочинения Гайдна и Моцарта. Ещё более обширным репертуаром (увертюры Вебера, Россини) обладал «Механический оркестр» мастера К. Краузе (Петербург, 1845).

Небольшие механические органы-оркестры встречались во 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. в трактирах и частных домах (детские музыкальные впечатления П. И. Чайковского были связаны с перевезённым отцом композитора из Петербурга в Воткинск механическим органом — «оркестриной», исполнявшим арии из опер Моцарта, Россини, Беллини, Доницетти). После изобретения грамзаписи необходимость в механических самоиграющих инструментах — оркестрионе и его разновидностях отпала.

2) Небольшой переносный орган, сконструированный аббатом Г. Й. Фоглером в Голландии (1780) с целью приблизить звучание этого инструмента к красочной палитре и динамич. разнообразию оркестра. Орган Фоглера имел 4 мануала, педаль, много регистров, швеллер для crescendo и diminuendo. После концертов в Германии, Франции, Испании, Швеции Фоглер со своим инструментом выступал и в России (1788). Под влиянием петерб. орг. мастера Ф. Кирпшика Фоглер ввёл важные усовершенствования в конструкцию своего оркестриона (1790, Роттердам), придав звучанию инструмента, явившегося прообразом нового типа «романтич." органа, ярко выраженную оркестральность.

В России известный арабист и литератор О. И. Сенковский построил (1849) с помощью орг. мастеров кабинетный орган — оркестрион («клавиоркестр»), снабжённый 13 регистрами, в т. ч. имитирующими тембры кларнетов, флейт, гобоев, тромбонов, труб, валторн, фаготов и арфы. При игре на 2 мануалах можно было передать эффект pizzicato струнных, звучность скрипки, виолончели.

Литература: «Разные известия», приложение к газ. «Московские ведомости», 1795, 17 янв.; то же, там же, 20 янв.; «Известия», приложение к газ. «Санкт-Петербургские ведомости», 1801, 22 нояб.; то же, там же, 1802, 11 нояб.; «Московские ведомости», 1803, 10 янв.; Ф. Б. (улгарин), Органное заведение гг. Бруггера и Фуртвенглера в Москве, «Сев. пчела», 1841, 20 марта; Сенковская A. A., О. И. Сенковский. (Барон Брамбеус). Биографические записки его жены, СПБ., 1859; Санкт-Петербургский промышленный мир. Иллюстрированный сб., СПБ, 1892; Ройзман Л. И., Из истории органного искусства в России во 2-й половине 18 столетия, в кн.: Вопросы музыкально-исполнительского искусства, сб. 3, М., 1962; его же, Фортепианное творчество Й. Гайдна, в изд.: Гайдн Й., Избранные сонаты для фп., вып. 1, М., 1966; Frimme1 Th., Malzls Kunstkabinett, «Wiener Zeitung», 1914,26. Juli; Rupp E., Abbe Vogler als Mensch, Musiker und Orgelbautheoretiker, Ludwigsburg, 1922; Кinsky G., Beethoven und die Flotenuhr, в кн.: Beethovens Almanach der deutschen Musikbucherei, Regensburg, 1927; Haas R., Th. A. Kunz und sein Orchestrion, «Der Auftakt», 1931, Jahrg. 11, H. 2; Zieg1er G., Musikautomaten, там же, 1933, Jahrg. 13; Naumann J. К. F., Beethovens Schlachtengemдlde in Tцnen fur einen Musikautomaten, «Die Musik», 1939, Jahrg. 31, H. 4; Rоth A., Geschichte der Harmonika-Volksmusikinstrumente, Essen, 1954; Histoire de la boоte, а musique et de la musique mйcanique, Lausanne-P., 1955; Altman L., Beethoven organ works, L., 1962.

Л. И. Ройзман
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Рожечники Национальные культуры
Триоль Теория музыки

рекомендуем

смотрите также

Тувинская музыка Национальные культуры
Ном Национальные культуры
Маком Национальные культуры
Трембита Музыкальные инструменты
Разрешение Теория музыки
Фолия Музыкальные жанры и формы
Allegro, аллегро Теория музыки
Кекуок (кэйкуок) Музыкальные жанры и формы
Военный оркестр Термины и понятия
Pas marche, па марше Балет и танец

Реклама