
Островский Аркадий (Авраам) Ильич (12 (25) II 1914, Сызрань — 18 IX 1967, Сочи) — советский композитор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965).
Учился в Ленинградском центральном музыкальном техникуме (у И. М. Белоземцева по теории музыки и композиции, у И. А. Браудо по фортепиано). Был пианистом-иллюстратором, пианистом-солистом и аккомпаниатором. В 1940–47 пианист, аккордеонист и аранжировщик в джазе под рук. Л. О. Утёсова. Написал ряд инструментальных фантазий, миниатюр, инструментовал многие советские песни.
Первая песня, определившая композиторское призвание Островского, — «Комсомольцы — беспокойные сердца» (1948, слова Л. И. Ошанина) была написана к 30-летию комсомола. В 1950-е гг. складывается творческая индивидуальность Островского как композитора-песенника. Островский создал серию песен, приуроченных к всемирным фестивалям демократической молодёжи и студентов («Зори московские», 1957, сл. М. С. Лисянского, 2-я премия, Москва). Писал музыку для детей («Весёлые песенки», 1958, сл. З. Петровой; «Спят усталые игрушки», 1966, слова её же).
Пора творческого расцвета композитора — 60-е гг. Гражданско-патриотическая тема становится главной в его творчестве. Среди лучших песен Островского — «Пусть всегда будет солнце» (1962, сл. Ошанина, 1-я премия Международного фестиваля песни в Сопоте), ставшая музыкальной эмблемой мира; песня-манифест «Голос земли», «Красная гвоздика» (обе — 1965, сл. Ошанина). Проникнута страстной гражданственностью песня «Время» (1967, сл. Ошанина, 3-я премия на Международном фестивале в Сопоте), основная идея которой — ответственность перед потомками. Островский создал ряд лирических песен: «Как провожают пароходы» (1965, сл. К. Я. Ваншенкина), «Песня любви» (1965, сл. Ошанина). Бытовая тематика нашла отражение в цикле песен «А у нас во дворе» (1962, сл. Ошанина).
Творческая восприимчивость композитора помогала ему верно подмечать актуальные проблемы современной жизни. Для музыкального языка его песен характерен синтез самых разных интонационных сфер: русская песенность — от бытового романса, оборотов революционных гимнов до частушечных наигрышей; речитативность французских шансон и эмоциональная открытость неаполитанских песен. Широко использованы им танцевальные ритмы — от польки, вальса, танго до твиста и биг-бита.
Творчество Островского внесло заметный вклад в жанр советской песни. Светлый жизнеутверждающий характер музыки Островского роднит её с музыкой И. О. Дунаевского.
Литература: Нестьева М., Аркадий Островский, М., 1970; Соболева Г., Жизнь в песне. Аркадий Островский, М., 1971.
М. И. Нестьева
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.