Николай Николаевич Озеров

Дата рождения
15.04.1887
Дата смерти
04.12.1953
Профессия
Тип голоса
тенор
Страна
Россия, СССР
Николай Николаевич Озеров

Озеров Николай Николаевич (3 (15) IV 1887, с. Спас-Утешенье, ныне в черте г. Рязань — 4 XII 1953, Москва) — советский певец (драматический тенор). Народный артист РСФСР (1937).

Пению обучался в Казанском музыкальном училище. В 1910 окончил юридический факультет Московского университета, одновременно брал уроки пения у А. М. Успенского и занимался на оперных курсах РМО (1909–13). С 1912 выступал в различных театрах, в т. ч. в 1918 пел в театре Московского совета рабочих депутатов (бывший Оперный театр Зимина). В 1919–24 принимал участие в спектаклях Музыкальной студии МХТ, где исполнял партию Анж Питу в оперетте «Дочь мадам Анго» Лекока. В 1920–46 солист Большого театра.

Искусство Озерова отличали высокое вокальное мастерство, прекрасные природные данные, сценическая одарённость, тонкий вкус большого художника. Среди лучших партий — Садко, Гришка Кутерьма, Отелло, др. партии — Герман; Голицин («Хованщина»), Хозе, Радамес; Канио («Паяцы»), Самсон; Вальтер («Мейстерзингеры», 1-й исполнитель в Большом театре, 1929), Каварадосси (1-й исполнитель в Большом театре, 1930). В 1947–53 преподавал в Московской консерватории (с 1948 профессор).

Сочинения: Оперы и певцы, М., 1964.

Литература: Слетов В., Н. Н. Озеров, М. — Л., 1951.

В. И. Зарубин
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


Родился в семье священника. С восьми лет обучался музыкальной грамоте под руководством отца. Учился в Рязанском духовном училище, с 14 лет — в семинарии, где пел в хоре и играл на скрипке в семинарском, а позднее в местном любительском оркестре (брал уроки скрипки у Наватного). В 1905–07 учился на медицинском, затем юридическом факультетах Казанского университета и одновременно обучался пению в местном Музыкальном училище.

В январе 1907 его пригласил Ю. Закржевский в свой оперный кружок на вторые партии. В том же году перевелся в московский университет (юридический факультет), одновременно брал уроки пения у А. Успенского (до 1910), затем у Г. Алчевского, а также посещал оперно-музыкальные классы РМО (1909–13). Окончив университет в 1910, совмещал службу в судебной палате с занятиями на курсах, выступал в концертах. В 1907–11 работал скрипачом в симфонических и театральных оркестрах.

В 1912 впервые выступил с сольным концертом в Малом Зале Московской консерватории. В том же году дебютировал в партиях Германа («Пиковая дама») и Синодала в передвижной оперной труппе. В 1914–17 жил во Владимире, где служил судьей. В 1917 выступал в основанном режиссером П. Олениным московском оперном театре «Алтар» («Малая опера»), где дебютировал в партии Рудольфа («Богема»).

В 1918 пел в театре Московского Совета рабочих депутатов (быв. Опера С. Зимина), в 1919 — в театре Художественно-просветительского союза рабочих организаций (ХПСРО). В этот период готовил партии Альмавивы («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Канио, Гофмана под рук. режиссера Ф. Ф. Комиссаржевского и вокального педагога В. Бернарди.

В 1919–46 солист московского Большого театра (дебютировал в партиях Альмавивы и Германа, в последней заменил заболевшего А. Боначича) и одновременно (до 1924) выступал в спектаклях «Музыкальной студии» при МХАТе (в частности, партия Анж Питу в оперетте «Дочь мадам Анго» Ш. Лекока), где работал под рук. B. Немировича-Данченко.

Обладал гибким, сильным, хорошо обработанным голосом «бархатистого» тембра, высокой музыкальной культурой, сценическим дарованием. С легкостью преодолевал технические трудности. Репертуар певца включал 39 партий (в т. ч. лирические и драматические). Создавая образ, следовал замыслу композитора, не выходил из авторского рисунка роли.

1-й исполнитель партий: Грицько («Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского, ред. и инструментовка Ю. Сахновского); в Большом т-ре — Вальтера Штольцинга («Нюрнбергские мейстерзингеры»), Каварадосси («Тоска»). Лучшие партии: Герман («Пиковая дама», в исп. этой партии продолжил традиции И. Алчевского; выступил св. 450 раз), Садко, Гришка Кутерьма, Самозванец, Голицын («Хованщина»), Фауст («Фауст»), Отелло («Отелло» Дж. Верди), Герцог («Риголетто»), Радамес, Рауль, Самсон, Канио, Хозе («Кармен»), Рудольф («Богема»), Вальтер Штольцинг. Др. партии: Финн, Дон Жуан («Каменный гость»), Левко («Майская ночь»), Вакула («Ночь перед Рождеством»), Лыков, Андрей («Мазепа» П. Чайковского); Арлекин; Вертер, Пинкертон, Кавалер де Грие («Манон»), Лоэнгрин, Зигмунд.

Партнеры: А. Богданович, М. Максакова, С. Мигай, А. Минеев, А. Нежданова, Н. Обухова, Ф. Петрова, В. Политковский, В. Петров, П. Тихонов, Ф. Шаляпин. Высоко оценив талант артиста, Шаляпин пригласил его в 1920 участвовать в «Севильском цирюльнике» Дж. Россини («Зеркальный театр» сада «Эрмитаж»). Пел п/у Н. Голованова, C. Кусевицкого, А. Мелик-Пашаева, В. Небольсина, А. Пазовского, В. Сука, Л. Штейнберга.

Часто выступал с сольными программами в Большом зале Московской консерватории, в симфонических концертах (оратории, Реквием В. А. Моцарта, Реквием Дж. Верди; в 1928 п/у О. Фрида — 9-я симфония Л. Бетховена).

Камерный репертуар певца включал произведения К. В. Глюка, Г. Ф. Генделя, Ф. Шуберта, Р. Шумана, М. Глинки, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, С. Рахманинова, С. Василенко, Ю. Шапорина, А. Давиденко. Гастролировал с концертами в Ленинграде, Казани, Тамбове, Туле, Орле, Харькове, Тбилиси, в Латвии (1929).

В период Великой Отечественной войны был председателем военно-шефской комиссии Большого театра, выступал перед бойцами Красной Армии.

С 1931 вел педагогическую деятельность в Большом театре (с 1935 возглавлял Оперную студию, среди его учеников — С. Лемешев). В 1947–53 преподавал в Московской консерватории (с 1948 профессор, 1948–49 декан национальных студий консерватории, 1949–52 декан вокального факультета, 1950–52 и. о. зав. кафедрой сольного пения). Среди его учеников — Вл. Попов.

В 1939 был членом жюри 1-го Всесоюзного конкурса вокалистов в Москве. Вел активную музыкально-общественную работу — член художественного совета Большого театра, квалификационной комиссии, комиссии по награждениям при ЦК профсоюзов. С 1940 зам. пред. экспертной комиссии (с 1946 председатель по вопросам муз. искусства при Министерстве высшего образования СССР, с 1944 был председателем вокальной комиссии ВТО и директором Дома актера.

Записывался на грампластинки. Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1937). Создан диафильм «Династия Озеровых» (1977, автор Л. Вильвовская).

Сочинения: Чувство художественной правды // Театр. 1938. № 12. С. 143–144; Учителя и ученики // Огонек. 1951. № 22. С. 5–6; Великий русский певец: К 80-летию Л. В. Собинова // Веч. Москва. 1952. № 133. С. 3; Уроки Шаляпина // Федор Иванович Шаляпин: Статьи. Высказывания. Воспоминания о Ф. И. Шаляпине. — М., 1980. Т. 2. С. 460–462; Оперы и певцы. — М., 1964; Вступ. статья к кн.: Назаренко И. К. Искусство пения: Очерки и материалы по истории, теории и практике художественного пения. Хрестоматия. — М., 1968; рукописи — Памяти Л. В. Собинова; О книге «Научные основы постановки голоса»; О работе К. С. Станиславского и Вл. И. Немеровича-Данченко в музыкальном театре. — в ЦГАЛИ, ф. 2579, оп. 1, ед. хр. 941; статьи по методике и вокальной педагогике — в РО ЦНБ СТД.

Литература: Эpманс В. Путь певца / / Сов. искусство. 1940. 4 июля; Шевцов В. Путь русского певца // Веч. Москва. 1947. 19 апр.; Пирогов А. Многогранный артист, общественный деятель // Сов. артист. 1947. № 12; Слетов В. Н. Н. Озеров. — М.; Л., 1951; Денисов В. Дважды заслуженный // Моск. правда. 1964. 28 апр.; Он выступал с Шаляпиным // Веч. Москва. 1967. 18 апр; Тюрина М. Династия Озеровых // Сов. культура. 1977. № 33; Шпиллеp H. Николай Николаевич Озеров // Сов. артист. 1977. 15 апр.; Рябова И. Н. Н. Озеров // Ежегодник памятных музыкальных дат. 1987. — М., 1986. С. 41–42.

реклама

вам может быть интересно

Ян Кубелик Инструменталисты

рекомендуем

смотрите также

Анестис Логотетис Композиторы
Жан Мишель Дамаз Композиторы
Тине Тин Хельсет Инструменталисты
Чарли Паркер Инструменталисты
Пьерина Леньяни Танцовщики
Андрес Сеговия Инструменталисты

Реклама