Иоганн Пахельбель

Дата рождения
01.09.1653
Дата смерти
03.03.1706
Профессия
Страна
Германия
Иоганн Пахельбель

Пахельбель, Иоганн (нем. Johann Christoph Pachelbel; крещён 1 IX 1653, Нюрнберг — 3 III 1706, там же) — немецкий композитор и органист.

В детстве обучался игре на органе под руководством Г. Швеммера. В 1669 посещал лекции в университете г. Альтдорф, в 1670 был семинаристом протестантской гимназии Регенсбурга. Одновременно изучал церковную музыку под руководством Ф. И. Зойлина и К. Пренца. В 1673 переехал в Вену, где стал органистом собора св. Стефана и, возможно, помощником композитора и органиста И. К. Керля. Тогда же начал сочинять музыку. В 1677 приглашён придворным органистом в Эйзенах (работал в церкви и придворной капелле), где дружба с Амброзиусом Бахом положила начало связям Пахельбеля с семейством Бахов, в частности со старшим братом И. С. Баха — Иоганном Кристофом, который учился у Пахельбеля.

С 1678 Пахельбель был органистом в Эрфурте, где создал большое количество произведений. В 1690 придворный музыкант и органист в Штутгарте у герцогини Вюртембергской, с 1692 — органист в Готе, откуда в 1693 ездил в Ордруф опробовать новый орган. В 1695 Пахельбель стал органистом в Нюрнберге. Среди учеников Пахельбеля — А. Н. Феттер, И. Г. Бутштетт, Г. X. Штёрль, М. Цейдлер, А. Армсдорф, И. К. Граф, Г. Кирхгоф, Г. Ф. Кауфман, И. Г. Вальтер.

Творчество Пахельбеля связано с его исполнительством, хотя он писал также вокальные произведения (мотеты, кантаты, мессы, арии, песни и др.). Основное значение получили сочинения Пахельбеля для органа и клавира. Композитор явился одним из прямых предшественников И. С. Баха в жанрах органной музыки.

Форма его произведений чётко продумана, компактна, стройна и лаконична. Полифоническое письмо Пахельбеля сочетает большую ясность и простоту гармонической основы. Его фуги отличаются тематической характерностью, но ещё неразвиты и по существу состоят из цепи экспозиций. Импровизационные жанры (токкаты) характеризуются значительной цельностью и единством. Клавирные сюиты Пахельбеля (всего их 17) следуют традиционной схеме цикла (аллеманда — куранта — сарабанда — жига), иногда с добавлением нового танца или арии. В сюитных циклах Пахельбеля при разработке всех голосов явно выявились черты песенности, мелодизации с опорой на гармонию.

И. С. Бах пристально изучал инструментальные (преимущественно органные) сочинения Пахельбеля, и они стали одним из истоков формирования его собственного музыкального стиля. Органные сочинения Пахельбеля изданы в сборниках «Denkmaler der Tonkunst in Osterreich», VIII, 2 (W., 1901), «Denkmaler der Tonkunst in Bayern», IV, 1 (Lpz., 1903), клавирные — в сборнике «Denkmaler der Tonkunst in Bayern» II, 1 (Lpz., 1901), вокальные сочинения в изд. «Das Vokalwerk Pachelbels», hrsg. v. H. H. Eggebrecht (Kassel, (1954)).

Литература: Ливанова Т., История западноевропейской музыки до 1789 г., М., 1940, с. 310–11, 319–20; Друскин M., Клавирная музыка…, Л., 1960; Schweizer A., J. S. Bach, Lpz., 1908, (рус. пер. — Швейцер A., И. С. Бах, M., 1965); Beckmann G., J. Pachelbel als Kammerkomponist, «AfMw», 1918–19, Jahrg. 1; Born E., Die Variation als Grundlage handwerklicher Gestaltung im musikalischen Schaffen J. Pachelbels, В., 1941 (Diss.); Eggebrecht H. H., J. Pachelbel als Vokalkomponist, «AfMw», 1954, Jahrg. 11; Orth S., J. Pachelbel — sein Leben und Wirken in Erfurt, в кн.: Aus der Vergangenheit der Stadt Erfurt, II, H 4, 1957.

T. Я. Соловьёва
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Иван Лукачич Композиторы
Фридрих Ницше Писатели
Франческо Арайя Композиторы
Пьер Булез Композиторы

Реклама