Парижская консерватория (фран. Conservatoire national supérieur de musique) — старейшее в Европе светское профессиональное музыкальное учебное заведение (в 1816-70 называлась Королевской школой музыки). Основана в Париже декретом Национального конвента от 3 августа 1795 на базе существовавшей с 1784 Королевской школы пения и декламации (École Royale de Chant; основатель P. Ж. Госсек) и Музыкальной школы Национальной гвардии (École Gratuite de Musique de la Garde Nationale; создана в 1792; в 1793-95 — Национальный музыкальный институт). Основателем и первым руководителем Парижской консерватории был Б. Саррет.
В первые же годы своей деятельности Парижская консерватория выросла в ведущее учебное заведение страны и уже в 1797 насчитывала 125 преподавателей и около 600 учащихся; при Парижской консерватории существовали также типография и нотный магазин. В 19 веке происходило совершенствование структуры, методов преподавания, расширение круга дисциплин. В Парижской консерватории стали обучать игре на всех традиционных музыкальных инструментах, пению, драматическому искусству, истории и теории музыки. В 1812 при Парижской консерватории был создан пансионат и учреждены стипендии для неимущих студентов. Тогда же открылся консерваторский театр, проводивший публичные репетиции спектаклей. Устраивались концерты студентов. В 1817 при консерватории была открыта Начальная школа пения.
В 1828 было создано «Общество концертов Парижской консерватории», поныне играющее заметную роль в музыкальной жизни города (инициатор и руководитель его симфонических собраний Ф. Хабенек). Концерты давались в здании консерватории, а также периодически в оперных театрах.
Особенности статуса Парижской консерватории — почти полное отсутствие возрастных границ для поступающих и своеобразная система конкурсных испытаний и премирования учащихся при переходе с курса на курс и по окончании учёбы. С 1803 студенты, наиболее успешно окончившие курс композиции, отмечаются Римскими премиями.
На протяжении 19-20 веков во главе Парижской консерватории стояли многие крупнейшие композиторы, в т.ч. Л. Керубини (1822-1842), Ф. Обер (1842-71), А. Тома (1871-96), Т. Дюбуа (1896-1905), Г. Форе (1905-19), позже — К. Дельвенкур, М. Дюпре, Р. Лушёр. Среди педагогов Парижской консерватории были такие видные музыканты, как Ф. Паэр, Ж. Ф. Лесюэр, А. Рейха, Ф. Ж. Фетис, Ф. Галеви, Т. Крейцер, А. Адан, М. Гарсиа, Ш. М. Видор, И. Филипп, А. Жедальж, П. Дюка, В. д’Энди, А. Корто, Д. Мийо и другие.
Уже в начале 19 века Парижская консерватория стала центром музыкально-образовательной деятельности во Франции; в её ведение были переданы учебные заведения, открытые в Лилле (1810) и Тулузе (1826); под её наблюдением находятся музыкальные учебные заведения среднего типа (в Дижоне, Лионе, Нанси и других городах); управление ими осуществляет генеральный инспектор из числа руководящих профессоров Парижской консерватории.
Важную роль играет Парижская консерватория и как исследовательский центр: в 1940-70-х годах большое внимание уделяется курсам теории музыки, музыкального анализа, музыкальной эстетики. Библиотека Парижской консерватории (основана в 1801) обладает одним из крупнейших во Франции собраний нот (в т.ч. автографов сочинений, представленных в конкурсах на Римскую премию) и книг о музыке. Регулярно пополняется созданный в 1861 Музей музыкальных инструментов.
Литература: Lasnabathie Th., Histoire du conservatoire imperial de musique et de declamation, P., 1860; Elwart A. A. E., Histoire de la Societe des concerts du conservatoire…, P., 1860, 1864; Chouquet G., Le musee du conservatoire national de musique, P., 1875; Pierre C., B. Sarrette et les origines du conservatoire national de musique et de declamation, P., 1895; Prod' homme J. H., Сrauzat E., Les menus plaisirs du roi: l’Ecole royale et le conservatoire de musique, P., 1929; Соrdey J., La societe des concerts du conservatoire, P., 1941.
M. M. Яковлев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.