Хьюберт Пэрри. Симфоническое творчество

Композитор
Жанр
Страна
Англия
Хьюберт Пэрри

Английский композитор Хьюберт Пэрри проявил свой талант в различных областях музыкального творчества. Его перу принадлежат оратории и кантаты, камерно-инструментальные и вокальные сочинения. Значительную часть его наследия составляют симфонические произведения.

Сочинения для симфонического оркестра Пэрри создавал на протяжении всего своего творческого пути. К раннему периоду относятся Allegretto Scherzando, Allegretto Religioso. В 1870-х гг. были написаны увертюры «Вивиана» (утрачена) и «Гильом де Кабестань». В разные годы созданы оркестровые сюиты. В 1897 г. на смерть глубоко чтимого им Иоганнеса Брамса Пэрри откликнулся созданием «Элегии памяти Брамса» (в произведении процитировано несколько мелодий из сочинений Брамса). При жизни Пэрри это сочинение не исполнялось – лишь в 1918 г., вскоре после кончины композитора, оно прозвучало на концерте под управлением Чарльза Стэнфорда. В 1903 г. была написана симфоническая ода «Война и мир», в 1914 г. – симфоническая поэма «От смерти к жизни». Но самые примечательные страницы оркестрового творчества Хьюберта Пэрри связаны с жанром симфонии.

Хьюберт Пэрри создал пять симфоний. К работе над Симфонией № 1 соль мажор он приступил в конце 1880 г. и надеялся завершить ее с таким расчетом, чтобы она прозвучала в следующем году, однако в силу некоторых обстоятельств премьера была запланирована на июль 1882 г. Филармоническое общество выделило лишь одну репетицию для работы над нею, и репетиция обернулась полным провалом и отменой премьеры. В августе того же года Симфония была с большим успехом исполнена в Бирмингеме под управлением автора, а в 1883 г. состоялась лондонская премьера, после которой произведение не исполнялось более ста лет. При создании Первой симфонии у Пэрри не было достойных английских образцов, и он ориентировался на симфоническое творчество Роберта Шумана, Иоганнеса Брамса, Феликса Мендельсона-Бартольди, влияние этих композиторов ощущается в произведении.

Работу над Симфонией № 2 фа мажор, «Кембриджской» Пэрри начал в 1882 г. В то время он, будучи одним из немногих почитателей Рихарда Вагнера в Лондоне, посетил Байрёйт, где побывал на премьере оперы «Парсифаль», который признал «высшей точкой мастерства». Во Второй симфонии, завершенной после поездки в Байрёйт, о влиянии Вагнера свидетельствует усложненный гармонический язык, но в области формы композитор ориентировался на творения Брамса. Премьера состоялась в 1883 г. в Кембридже (чем и объясняется заглавие, под которым известна симфония), дирижировал Чарльз Стэнфорд. Несмотря на успех, композитор не был удовлетворен и по прошествии четырех лет переработал симфонию, новая версия впервые прозвучала в 1887 г. в Лондоне под управлением Ганса Рихтера. Для Пэрри Симфония № 2 была одним из любимых произведений, но после его смерти она редко исполнялась.

К концу 1880-х гг. Пэрри был уже известным композитором, публика ждала от него новых сочинений. В 1888–1889 гг. он работал одновременно над двумя симфониями. Одна из них – Симфония № 3 до мажор, «Английская» – создавалась как своеобразный эквивалент Итальянской симфонии Феликса Мендельсона-Бартольди и Рейнской симфонии Роберта Шумана – влияние этих сочинений сочетается в ней с раскрытием национального английского характера. Структура произведения соответствует классическому четырехчастному циклу (лишь в четвертой части композитор отступил от традиций, придав финалу форму темы с вариациями). В ее музыкальном языке есть нечто от английского барокко, преломляемого через призму музыки XIX столетия, симфония создает пасторальный образ «старой доброй Англии». Впервые прозвучав в 1889 г., это произведение на ближайшие двадцать лет стало самой исполняемой английской симфонией.

Вскоре после премьеры Третьей симфонии была исполнена Симфония № 4 ми минор. Композитор посвятил ее дирижеру Гансу Рихтеру, ставшему активным пропагандистом его сочинений. Будучи самым суровым критиком своих творений, Пэрри остался недоволен ею и в 1889 г., и после переработки в 1910 г. – настолько, что не желал больше создавать симфонии, хотя Ганс Рихтер неоднократно его об этом просил. И действительно, Четвертая симфония стала последней – точнее, это было последнее циклическое оркестровое сочинение, которое композитор назвал симфонией.

В 1912 г. Пэрри создал произведение, которое известно как Симфония № 5 си-бемоль минор, но автор назвал ее Симфонической фантазией. Так же первоначально именовалась Четвертая симфония Роберта Шумана, с которой у Пятой симфонии Пэрри есть общие черты: четыре части связаны непрерывным музыкальным развитием и общими темами. Пэрри мыслил свое творение как философское повествовании о том пути, который проходит человеческая душа: первая часть воплощает протест против трагедий жизни, вторая – надежду, даруемую любовью, третья – юмор, помогающий выстоять в испытаниях. В четвертой части вновь звучат трагические мотивы, но завершение симфонии оптимистично.

Симфоническое творчество Хьюберта Пэрри имело эпохальное значение для английской музыки. Его симфонии исполняются сегодня в основном в Великобритании, но звучат они и за ее пределами – например, в 2014 г. в Москве под управлением Геннадия Рождественского была исполнена Третья симфония Пэрри.

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама