Pas (па, франц. — шаг), танцевальная форма.
1) Отдельное выразительное движение, исполняемое в соответствии с правилами классического танца (jete P., glissade P., P. de chat и др.).
2) Танец в балете (P. de ruban — танец с лентой из «Тщетной предосторожности», балетм. Доберваль, венг. Р. из балета «Раймонда» и др.).
3) Многочастная форма классического балета — pas de deux, pas de trois, pas d’action, grand pas.
PAS D’ACTION (па д’аксьон, франц., букв. — действенный танец, от pas — шаг, танец и action — действие), сложная музыкально-танцевальная форма, органически связанная с развитием балетного сюжета. В P. d’a. участвуют солисты, корифеи, кордебалет. О необходимости связи танца с содержанием балета писал ещё Д. Дидро в «Энциклопедии».
Действенный танец, явившийся синтезом пантомимы и чистого танца, стал основой балетных спектаклей Ж. Ж. Новера. В эпоху романтизма, подчиняясь процессам симфонизации музыки и совершенствования классич. танца, действенный танец приобретал всё более отчётливую структуру. Постепенно складывалась форма P. d’a., состоящая из entree, представляющего всех участников, adagio солистов в сопровождении корифеев и кордебалета, многочисл. вариаций и общей коды. Форма P. d’a. выкристаллизовалась в балетах М. И. Петипа, где развёрнутый танец в узловых моментах действия выражал сокровенные чувства героев. Таковы P. d’a. в «Спящей красавице», «Раймонде», «Баядерке».
PAS D’ENSEMBLE (па д’ансамбль, франц., от ensemble — вместе), танец, исполняемый большой группой танцовщиков. Возможно участие солистов (см. Ансамбль). В совр. терминологии употребляется редко.
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.
Па (франц. pas, букв. — шаг, от лат. passus) — термин, применяемый по отношению к бальному танцу и балету.
1) Танцевальный шаг. Характеризуется определенной постановкой ног. Большинство па взято из народных танцев.
2) Сочетание танцевальных шагов, выполняемых на известное число тактов куплета танцевальной песни, мелодии народного танца, а также на весь танцевальный номер в балете. В этом значении термин «па» вошёл в балетную практику как составная часть названия танца в балете, исполняемого одним, двумя или тремя артистами балета — па-дё-дё, па-де-труа, а также па д’аксьон и др. Из балета термин перешёл в бальный танец (па-де-па-тинер, па-де-катр, па-де-грас, па-д’эспань и др.).
3) В бытовом понимании — любое танцевальное движение.
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.