
Пащенко Андрей Филиппович (3 (15) VIII 1883, Ростов-на-Дону — 16 XI 1972, Москва) — советский композитор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957).
В 1917 окончил Петроградскую консерваторию по классу композиции у М. О. Штейнберга. В 1911–17 заведующий музыкальной библиотекой Придворного оркестра, в 1917–21 заведующий музыкальной библиотекой Государственного оркестра, в 1921–31 заведующий музыкальной библиотекой Ленинградской филармонии. С 1961 жил в Москве.
В творчестве Пащенко опирался на традиции музыкальной классики 19 в. Автор многочисленных произведений разных жанров, в т. ч. крупных симфонических; один из первых русских композиторов, создавших оперы на историко-революционную и советскую тематику. Его «Орлиный бунт» («Пугачёвщина», 1925) сыграл видную роль в становлении советской оперы.
В опере Пащенко «Чёрный Яр» (1931), посвящена Граждадской войне, впервые на оперной сцене воплощён образ В. И. Чапаева; опера «Помпадуры» (по М. Б. Салтыкову-Щедрину, 1939, Ленинградский Малый оперный театр) — одна из первых советских комических опер. Лучшие произведения композитора отличают волевая напряжённость, широкий эпический размах, опора на речевые интонации.
Сочинения:
оперы (12), в т. ч. Орлиный бунт (Пугачёвщина, 1925, Ленингр. т-р оперы и балета), Царь Максимилиан (по мотивам рус. нар. драмы, 1929, Гос. академич. капелла), Чёрный Яр (пост. 1931, Ленингр. т-р оперы и балета), Помпадуры (по произв. «Помпадуры и помпадурши» и «История одного города» Салтыкова-Щедрина, 1936, пост. 1939, Ленингр. Малый оперный т-р), Свадьба Кречинского (по А. В. Сухово-Кобылину, 1945, пост. 1949, Ленингр. Малый оперный т-р), Краснодонцы (Молодая гвардия, по A. A. Фадееву, 1946–47), Капризная невеста (по пьесе «Свадьба с приданым» Дьяконова, 1967), Портрет (по Н. В. Гоголю, 1968); для солистов, хора и оркестра — оратории «Освобождённый Прометей» (1934) и «Ленин» (1960), кантаты «Гармонь» (1931), «Голос мира» (1952), Траурно-торжественная ода (реквием, сл. композитора, 1942), «Скифы» (поэма, сл. А. А. Блока, 1958.) и др.; для оркестра — симфонии (1916; 2-я — Гимн солнцу, сл. К. Д. Бальмонта, 1921–22; 3-я — Героическая, 1924, 2-я ред. 1960; 4-я — Молодёжная, 1927, 2-я ред. 1956; 1952; 1954; 7-я — Драматическая, 1955, 2-я ред. 1964; 1956; 9-я — Симфония-поэма, 1956; 1962–63; 11-я — Оптимистическая, 1964; 12-я — Героико-триумфальная, с хором, сл. Вс. А. Рождественского и слова, высеченные на могиле жертв Oктябрьской революции 1917 на Марсовом поле в Ленинграде, 1966; 13-я — Российские колокола, по поэме «Колокола России» П. Неруды, 1968–69; 14-я — Пионерская, 1969; 15-я — Жизнь художника, 1969–70; 1972); 8 симфонических поэм, 5 симфонических картин, 5 увертюр; для струнного оркестра — 4 симфониетты (1943, 1945, 1958, 1964), Сюита в классическом стиле (1915–27), Ноктюрн (1914), Украинская рапсодия (1937), Лунная серенада (1959) и др.; концерты с оркестром — для скрипки (1944), для виолончели (1964); произведения для оркестра народных инструментов; камерно-инструментальные ансамбли — 9 квартетов (1915, 1921, 1967, 5 в 1968, 1971); романсы, хоры, песни; обработки русских народных песен для хора a cappella; музыка к спектаклям драм. театра и фильмам.
Литература: Асафьев Б., Орлиный бунт, «Жизнь искусства», 1925, No 46, то же в его кн.: Избр. Труды, т. 5, М., 1957; Кремлёв Ю., О творчестве А. Пащенко, «СМ», 1936, No 9; Коваль М., Встреча с творчеством А. Ф. Пащенко, «МЖ», 1968, No 6.
М. Д. Кацева
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.