Ведь, коль лежащему вне, за пределами нашего мира,
Нету пространству границ, то старается ум доискаться.
Что же находится там, куда мысль устремляется наша,
И куда дух наш летит, подымаясь в паренье свободным.
Лукреций. О природе вещей
(К. Пендерецкий. Космогония)
Музыку второй половины XX в. трудно представить себе без творчества польского композитора Кшиштофа Пендерецкого. В нем наглядно отразились противоречия и поиски, характерные для послевоенной музыки, ее метания между взаимоисключающими крайностями. Стремление к дерзкому новаторству в области средств выражения и ощущение органической связи с культурной традицией, уходящей в глубь веков, предельное самоограничение в некоторых камерных сочинениях и склонность к монументальным, почти «космическим» звучаниям вокально-симфонических произведений. Динамизм творческой личности заставляет художника испытывать «на прочность» разнообразные манеры и стили, овладевать всеми новейшими достижениями техники композиции XX в.
Пендерецкий родился в семье адвоката, где профессиональных музыкантов не было, но музицировали часто. Родители, обучая Кшиштофа игре на скрипке и фортепиано, не думали, что он станет музыкантом. В 15 лет Пендерецкий по-настоящему увлекся игрой на скрипке. В небольшом Денбице единственным музыкальным коллективом был городской духовой оркестр. Его руководитель С. Дарляк сыграл важную роль в развитии будущего композитора. В гимназии Кшиштоф организовал собственный оркестр, в котором был и скрипачом, и дирижером. В 1951 г. он окончательно решает стать музыкантом и уезжает учиться в Краков.
Одновременно с занятиями в музыкальной школе Пендерецкий посещает университет, слушая лекции по классической филологии и по философии у Р. Ингардена. Он основательно изучает латынь и греческий, интересуется античной культурой. Занятия теоретическими дисциплинами с Ф. Сколышевским — ярко одаренной личностью, пианистом и композитором, физиком и математиком — привили Пендерецкому умение мыслить самостоятельно. После занятий с ним Пендерецкий поступает в Высшую музыкальную школу Кракова в класс композитора А. Малявского. На молодого композитора особенно сильное влияние оказывает музыка Б. Бартока, И. Стравинского, он изучает манеру письма П. Булеза, в 1958 г. знакомится с Л. Ноно, который посещает Краков.
В 1959 г. Пендерецкий побеждает на конкурсе, организованном Союзом польских композиторов, представив сочинения для оркестра — «Строфы», «Эманации» и «Псалмы Давида». С этих произведений начинается международная известность композитора: они исполняются во Франции, Италии, Австрии. На стипендию Союза композиторов Пендерецкий едет в двухмесячную поездку по Италии.
С 1960 г. начинается интенсивная творческая деятельность композитора. В этом году он создает одно из самых известных произведений послевоенной музыки «Трен памяти жертв Хиросимы», которое дарит городскому музею Хиросимы. Пендерецкий становится постоянным участником международных фестивалей современной музыки в Варшаве, Донауэшингене, Загребе, знакомится со многими музыкантами, издателями.
Произведения композитора ошеломляют новизной приемов не только слушателей, но и музыкантов, которые порой не сразу соглашаются разучивать их. Кроме инструментальных сочинений Пендерецкий в 60-х гг. пишет музыку для театра и кино, для драматических и кукольных спектаклей. Он работает в Экспериментальной студии Польского радио, создает там свои электронные композиции, в том числе пьесу «Экехейрия» для открытия мюнхенских Олимпийских игр 1972 г.
С 1962 г. произведения композитора звучат в городах США и Японии. Пендерецкий выступает с лекциями о современной музыке в Дармштадте, Стокгольме, Берлине. После эксцентрического, крайне авангардистского сочинения «Флуоресценции» для оркестра, пишущей машинки, стеклянных и железных предметов, электрических звонков, пилы композитор обращается к сочинениям для солирующих инструментов с оркестром и произведениям крупной формы: опере, балету, оратории, кантате (оратория «Dies irae», посвященная жертвам Освенцима, — 1967; детская опера «Самый сильный»; оратория «Страсти по Луке» — 1965, монументальное сочинение, выдвинувшее Пендерецкого в число самых исполняемых композиторов XX в.).
В 1966 г. композитор едет на фестиваль музыки стран Латинской Америки, в Венесуэлу и впервые посещает СССР, куда впоследствии приезжает неоднократно в качестве дирижера, исполнителя собственных сочинений. В 1966–68 гг. композитор ведет композиторский класс в Эссене (ФРГ), в 1969 — в Западном Берлине. В 1969 г. в Гамбурге и Штутгарте ставится новая опера Пендерецкого «Дьяволы из Людена» (1968), которая в том же году появляется на сценах 15 городов мира.
В 1970 г. Пендерецкий завершает одно из самых впечатляющих и эмоциональных своих сочинений — «Заутреню». Обращаясь к текстам и напевам православной службы, автор применяет средства новейшей композиторской техники. Первое исполнение «Заутрени» в Вене (1971) вызвало огромный энтузиазм слушателей, критики и всей музыкальной общественности Европы.
По заказу ООН композитор, пользующийся большим авторитетом во всем мире, создает для ежегодных концертов ООН ораторию «Космогония», построенную на высказываниях философов древности и современности о происхождении вселенной и устройстве мироздания — от Лукреция до Ю. Гагарина.
Пендерецкий много занимается педагогикой: с 1972 г. он ректор краковской Высшей музыкальной школы, одновременно ведет класс композиции в Йельском университете (США). К 200-летию США композитор пишет оперу «Потерянный рай» по поэме Дж. Мильтона (премьера в Чикаго, 1978 г.). Из других крупных сочинений 70-х гг. можно выделить Первую симфонию, ораториальные сочинения «Магнификат» и «Песнь песней», а также Скрипичный концерт (1977), посвященный первому исполнителю И. Стерну и написанный в неоромантической манере. В 1980 г. композитор пишет Вторую симфонию и «Те Deum».
В последние годы Пендерецкий много концертирует, занимается со студентами-композиторами из разных стран. В Штутгарте (1979) и Кракове (1980) проходят фестивали его музыки, а в местечке Люславицы Пендерецкий сам организует международный фестиваль камерной музыки молодых композиторов.
Яркая контрастность, зримость музыки Пендерецкого объясняет его постоянный интерес к музыкальному театру. Третья опера композитора «Чёрная маска» (1986) по пьесе Г. Гауптмана соединяет нервную экспрессивность с элементами ораториальности, психологическую точность и глубину вневременной проблематики. «Я писал „Чёрную маску“ так, как будто это мое последнее сочинение», — сказал Пендерецкий в одном из интервью. — «Для себя я решил завершить период увлечения поздним романтизмом».
Композитор находится сейчас в зените всемирной славы, являясь одним из самых авторитетных музыкальных деятелей. Его музыка звучит на разных континентах в исполнении самых известных артистов, оркестров, театров, захватывая многотысячную аудиторию.
В. Ильева
Источник: Творческие портреты композиторов, 1990 г.
Пендерецкий, Кшиштоф (пол. Krzysztof Penderecki; 25 XI 1933, Дембица — 29 III 2020, Краков) — польский композитор.
Учился композиции у Ф. Сколышевского, А. Малявского и С. Веховича в Государственной высшей школе музыки в Кракове, где преподаёт композицию (с 1959; с 1972 ректор); одновременно преподаёт в Эссене (ФРГ).
Пендерецкий — крупнейший деятель современной польской композиторской школы. Экспериментируя в области звуковой колористики, соноризма, стремится получить особые эффекты звучания; занимается поисками необычных средств выразительности — применяет разнообразные шумовые эффекты, ритмическую декламацию (в работе с т. н. речевыми хорами особое значение придаёт артикуляции, динамике, тембрам), по-новому использует традиционные музыкальные инструменты (насыщает партитуры ударными, особенно в сочинениях для джаза).
Большую часть его произведений составляет (с 1959) культовая католическая музыка, которой он придаёт нарочито архаический характер — использует элементы григорианского пения и более древних церковных песнопений. В симфонических произведениях расширяет возможности оркестра, находит новые краски, соединяя струнные и ударные, пользуясь сочетаниями крайних регистров в одной группе инструментов. Виртуозные в техническом отношении произведения Пендерецкого отличаются яркой экспрессией.
Сочинения:
опера — Дьяволы из Лаудина (Diably z Loudun, по О. Хаксли, 1969, Гамбург); для солистов, хора и оркестра — оратория Dies irae (памяти жертв Освенцима; со смешанным хором, 1967), Страсти по Луке (Passio et mors Domini nostri Jesu Christi, secundum Lucam; с хором мальчиков, 1965), Заутреня (Jutrznia; с хором мальчиков и смешанным, 1972); для оркестра — Плач по жертвам Хиросимы (Tren pamieci ofiar Hiroszimy, для 52 инструментов, 1960), Преломления (Anaklasis, для ансамбля ударных и струнного оркестра, 1960), Полиморфия (Pollmorphle, для 48 струнных, 1961), Канон для струнного оркестра и магнитофонной ленты (1962), О природе звука I и II (De natura sonoris, 1966, 1970); Эманации (Emanacje, для 2 струнных оркестров, 1959); Каприччо для скрипки с оркестром (1967); Партита для клавесина, электрогитары, контрабаса и камерного оркестра (1972); Действия (Actions, для джазового ансамбля, 1971); сочинения для различных инструментов и фортепиано; хоры — Песня песней (Canticum canticorum, с оркестром, 1973), Псалмы Давида (Psalmy Dawida, для смешанного хора и ударных, 1958), Измерения времени и тишины (Wymiary czazu i ciszy, для смешанного хора из 40 человек и камерного ансамбля 1961), для 3 смешанных хоров — Stabat mater (a cappella, 1962); Строфы (Strofy, для сопрано, чтеца и 10 инструментов, 1959), 8-я эклога (по Горацию, для 3 теноров и 3 басов, 1972); музыка к спектаклям драматического театра (около 50 постановок) и кинофильмам.
Литература: Hanuszewska M., Schaffer В., Almanach polskich kompozytorуw wspуlczesnych, Kr., 1966; Lisiсki K., Szkice о К. Pendereckim, Warsz., 1973.
З. Лиcca
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.