Уолтер Пистон

Дата рождения
20.01.1894
Дата смерти
12.11.1976
Профессия
Страна
США
Уолтер Пистон

Пистон, Уолтер (англ. Walter Hamor Piston; настоящая фамилия — Пистоне, Pistone; 20 I 1894, Рокленд, США ― 12 XI 1976, Белмонт, штат Массачусетс) — американский композитор и педагог.

По национальности итальянец. В 1912–16 учился живописи, игре на фортепиано и скрипке. В 1924 окончил Гарвардский университет, в 1924–26 совершенствовался у Н. Буланже в Американской консерватории в Фонтенбло (близ Парижа). С 1926 преподавал в Гарвардском университете (с 1944 профессор и руководитель кафедры композиции); среди учеников — Л. Бернстайн.

Пользовался высоким авторитетом как педагог и композитор. Написал ряд крупных сочинений по заказу Лиги композиторов, фондов Э. Кулидж, С. А. Кусевицкого, Международного общества композиторов и музыкантов, Джульярдской музыкальной школы. Для оркестровых сочинений характерны насыщенность и напряжённость звучания (иногда включают эпизоды более прозрачной фактуры); особенно выразительны медленные части. Музыка его не носит национального американского характера. В некоторых сочинениях Пистон использует элементы джаза.

Пистон — автор книг по гармонии, контрапункту, оркестровке, являющихся обязательными учебными пособиями для американских колледжей. Занимает почётные должности, имеет ряд степеней; получил награды и премии, в т. ч. премии Гуггенхейма (1934), Пулицера (за 3-ю и 7-ю симфонии, 1948, 1961).

Сочинения:

балет — Фантастический флейтист (Incredible flutist, 1938, Бостон); для оркестра — 8 симфоний (1937, 1942, 1947, 1950, 1954, 1955, 1960, 1965), симфониетта (1941), Праздничная увертюра для Линкольн-сентер (Festival overture for Linkoln-Center, 1967), сюиты (1929; 1938, из балета Фантастический флейтист; 1948), концерт (1933), Фанфара сражающимся французам (Fanfare for the fighting French, 1943), 3 эскиза Новой Англии (1959), ричеркар (1967) и др. пьесы; для инструмента с оркестром — концерты: для 2 фортепиано (1957), 2 для скрипки (1939, 1960), для альта (1957), для кларнета (1967), концертино для фортепиано и камерного оркестра (1937), прелюдия и Allegro для органа и струнных (1943), каприччо для арфы и струнных (1963); камерно-инструментальные ансамбли — сонаты и сюиты для различных инструментов с фортепиано, фортепианное трио, 3 пьесы для духовых (1926), партита для скрипки, альта и органа (1944), 5 струнных квартетов (1933, 1935, 1947, 1951, 1962), фортепианный квартет (1964), квинтеты — фортепианный (1949), флейтовый (1942), духовой (1956); для фортепиано — соната (1926) и др. пьесы; для хора — Карнавальная песнь (Carnival song, 1938) и др.

Литературные сочинения: Principles of harmonic analysis, Boston, 1933; Harmony, N. Y., 1941; Counterpoint, N. Y., 1947; Orchestration, N. Y., 1955; Problems of intonation in the performance of contemporary music, в кн.: Instrumental music, ed. by D. G. Hughes, Cambr., 1959.

Литература: Slonimsky N., Walter Piston, в кн.: American composers on American music, ed. by H. Cowell, Stanford, 1933; Citkowitz I., Walter Piston — classicist, «Modern music», 1936, Jan.-Febr.; Сopland A., The new music, N. Y., 1968; eго же, A businessman who wrote music on Sundays, «Music and musicians», 1960, November, p. 18–33; Сarter В., Walter Piston, «MQ», 1946, v. 32, No 3, p. 354–73; Goss M., Modern music makers, N. Y., 1952; Classified chronological catalog of works by the U. S. composer Walter Piston, «Boletin interamericano de musica», 1959, No 9–10, p. 59; Westergааrd P., Conversation with Walter Piston, в кн.: Perspectives on American composers, N. Y., 1971, p. 156–83; Hitchcock H. W., Music in the United States: a historical introduction, N. Y., 1974.

С. Ю. Сигида
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама