Пражский Национальный театр

Город
Прага
Год основания
1881
Тип
Национальный театр в Праге / Národní divadlo v Praze

Национальный театр (чеш. Národní divadlo) — крупнейший театр ЧССР. Открыт в 1883 в Праге. Создан на средства, собранные среди населения страны, и является монументальным памятником борьбы чешского народа против национального угнетения, за право иметь отечественный центр музыкально-театральной культуры.

Здание театра построено в стиле неоренессанса (архитектор Й. Зитек, художники — М. Алеш, В. Брожик, В. Гинайс, Ф. Женишек, Ю. Маржак, А. Либшер, Й. Тилка, скульпторы — А. Вагнер, Й. В. Мысльбек, Б. Шнирх); над сценой надпись: «Народ — себе». Национальный театр был открыт 11 июня 1881 постановкой национально-патриотической оперы Б. Сметаны «Либуше», однако через 2 месяца (после 10 представлений) пожар уничтожил его интерьер. На собранные вторично народом средства здание было восстановлено учеником Й. Зитека — Й. Шульцем. 18 ноября 1883 на обновлённой сцене вновь прозвучала «Либуше».

Национальный театр объединяет 3 самостоятельные труппы — оперную, балетную и драматическую; с момента основания театра ведущая роль принадлежит опере. С Национальным театром тесно связано развитие чешской оперы, здесь были поставлены: «Димитрий» (1883), «Якобинец» (1889) и «Чёрт и Кача» (1899) Дворжака, «Мессинская невеста» (1884) и «Шарка» (1897) Фибиха, «Ева» Фёрстера (1899) и др.

Театр ставил также оперы русских композиторов, в их числе — «Русалка» (1889), «Пиковая дама» (1892), «Майская ночь» (1896), «Князь Игорь» (1899). В 1888 П. И. Чайковский дирижировал на премьерах спектаклей «Евгений Онегин» и «Лебединое озеро» (2-й акт); некоторые из произведений композитора были впервые исполнены за рубежом на сцене Национального театра. Среди лучших постановок итальянских опер — «Аида» (1884), «Отелло» (1888); «Сельская честь» Масканьи (1891), «Богема» (1898).

В Национальном театре работали: дирижёры — A. Чех, М. Ангер, режиссёр Ф. Колар; выступали известные певцы — Й. Лев, М. Ситтова, А. Вавра, Б. Лаутерерова-Фёрстерова, Б. Бенони, Р. Матурова, B. Геш, Б. Птак и др.

Важный период в истории Национального театра связан с деятельностью композитора и дирижёра К. Коваржовица (художественный руководитель оперы в 1900–20). Вместе с ним работали дирижёры — Ф. Пицка, Ф. Йялек, Б. Брзобогаты и др., режиссёр Р. Полак. Значительно расширился репертуар театра, были поставлены новые чешские оперы — «Падение Арконы» Фибиха (1900), «Русалка» (1901) и «Армида» (1904) Дворжака, «Джессика» Фёрстера (1905), «Её падчерица» Яначека (1916) и др.; на сцене театра шли также: «Тоска» (1903), «Снегурочка» (1905), «Борис Годунов» (1910); «Электра» (1910) и «Кавалер роз» (1911) Р. Штрауса, оперы Р. Вагнера, в т. ч. «Тристан и Изольда» (1913), «Парсифаль» (1914). В 1918 Национальный театр впервые поставил все оперы Сметаны. В труппе театра были видные певцы — К. Буриан, Э. Дестинова, Э. Поллерт, Г. Хорватова, В. Зитек и др.

В 1918 Чехословакия стала самостоятельным независимым государством, что оказало существенное влияние и на музыкально-театральную жизнь страны. В 1921–35 во главе оперной труппы Национального театра был композитор и дирижёр О. Острчил; годы его деятельности ознаменовались особым подъёмом — высокой исполнительской культурой спектаклей, разнообразным репертуаром. Совместно с режиссёром Ф. Пуйманом и художником Ф. Киселой Острчил осуществил постановки всех опер Сметаны, А. Дворжака, 3. Фибиха, Й. Б. Фёрстера, В. Новака, цикла опер В. А. Моцарта. На сцене театра шли также произведения современных чешских композиторов, в т. ч. «Братья Карамазовы» Еремиаша (1928), «Яношик» К. Хабы (1934).

В 1942–44 театр возглавлял В. Талих (в 1935–44 был главным дирижёром). В годы немецко-фашистской оккупации (1939–45) коллектив театра стремился сохранить в репертуаре сочинения чешских композиторов. В 1944 Национальный театр был закрыт. После освобождения Чехословакии (1945) и установления народно-демократического строя в стране (1948) начался новый этап в жизни театра. Первый сезон открылся оперой «Проданная невеста» Сметаны.

В 1948–49 к Национальному театру была присоединена труппа «Большой оперы 5 мая» (играла в Театре им. Б. Сметаны). В послевоенный период в Национальном театре работали дирижёры — О. Еремиаш, 3. Халабала, В. Кашлик, Я. Кромбгольц; режиссёры — Л. Мандаус, К. Ернек, Г. Тейн; художники — И. Свобода, О. Шимачек. В репертуаре Национального театра появились советские оперы — «Обручение в монастыре» и «Война и мир» (1948), «Молодая гвардия» (1952); «Муса Джалиль» Жиганова (1960), «Укрощение строптивой» Шебалина (1962). В 1963 в содружестве с театрами Брно, Остравы и Пльзеня Национальный театр провёл фестиваль всех сценических (оперных и балетных) произведений С. С. Прокофьева.

Театр регулярно ставит оперы современных чешских и словацких композиторов — «Палечек» Боржковца (1958), «Сусанна Войиржова» Пауэра (1958), «Мирандолина» Мартину (1959), «Святоплук» Сухоня (1960), «Воскресение» Циккера (1962), «Ромео, Юлия и тьма» Фишера (1962), «Переполох в Эфесе» Крейчи (1962), «Жюльетта» (1963) и «Греческие страсти» (1966) Мартину, «Факел Прометея» Гануша (1965) и др.

В 1970–73 театр осуществил постановки опер «Мнимый больной» Пауэра, «Валькирия» Вагнера, «Крутнява» Сухоня, «Война и мир» (Государственная премия ЧССР, 1971); «Десять дней, которые потрясли мир» Карминского. В труппе театра (1975): певцы — Г. Бенячкова, К. Берман, Б. Блахут, Э. Гакен, Л. Доманинская, И. Жидек, Й. Заградничек, Н. Книплова, Л. Марова, М. Махоткова, А. Микова, И. Миксова, Р. Тучек и др.; художественный руководитель оперы Национального театра — Л. Шип, главный дирижёр Я. Кромбгольц, главный режиссёр В. Кашлик, главный художник Й. Свобода.

С 1954 Национальный театр работает в 3 зданиях, получивших самостоятельные названия, — собственно Национальный театр (зрительный зал на 1200 мест; здесь идут оперные, балетные и драматические спектакли), Театр им. Б. Сметаны (зрительный зал на 1450 мест; оперные и балетные), Театр им. И. К. Тыла (бывший Сословный театр, где впервые прозвучал «Дон Жуан» Моцарта, 1787), на сцене которого выступает драматическая труппа и ставятся камерные оперы и балеты. Национальный театр неоднократно выезжал на гастроли в другие страны, в 1955 и 1975 — в СССР (оперная труппа).

Балетная труппа Национального театра первоначально была немногочисленной, и артисты балета выступали в основном в танцевальных сценах оперных спектаклей. В 1888 были поставлены «Сильвия» Делиба и «Лебединое озеро». В начале 20 века ставятся балеты на чешские сюжеты: «Сказка о Гонзе» (1902) и «Из сказки в сказку» (1908) О. Недбала, «Олим» Каана (1904) и др. Среди балетов 20-30-х гг. — «Иштар» (1924) и «Шпаличек» (1933) Мартину, «Петрушка» Стравинского (1925), «Фагот и флейта» Буриана (1929) и др.

Новый период в истории балетной труппы (после 1945) ознаменовался обновлением репертуара, ростом профессионального мастерства солистов, высоким художественным уровнем постановок. Были поставлены балеты чешских композиторов — «Славянские танцы» на музыку Дворжака (1956), «Отелло» Гануша (1959), «Лунатик» Шульгофа (1963), «Последний одуванчик» Вацека (1965) и др.; значительную часть репертуара составляют произведения мировой классики — балеты П. И. Чайковского, И. Ф. Стравинского, М. Равеля и др., и балеты советских композиторов — «Красный мак» (1947); «Золушка» (1948), «Ромео и Джульетта» (1950), «Блудный сын» (1963) Прокофьева, «Семь красавиц» (1959); «Юность» Чулаки (1959) и др. В сезоне 1970/71 Национальный театр поставил балет «Коррида» («Кармен-сюита») Бизе — Щедрина.

В разное время в балетной труппе театра работали: балетмейстеры — Й. Блажек, Й. Енчик, С. Махов, Й. Немечек, Р. Ремиславский, с 1974 — главный балетмейстер М. Кура; солисты балета — Н. Гайдашова, М. Дротнерова, Я. Петржик, С. Ремар, О. Скалова, 3. Шемберова, В. Шилганова и др.

Литература: Сабинина М., Пражский Национальный театр в Москве, «СМ», 1955, No 8; Полякова Л., Пражская опера сегодня, там же, 1971, No 6; Subert F. A., Národní divadlo n Praze, Praha, 1884; Nejedly Z., Opera Národního divadla od roku 1900, Praha, 1935, 1949; его же, Opera Národního divadla od roku 1900 do pfevratu, Praha, 1936, 1949; Lebl Vl., Cesty moderni opery, Praha, 1961; Schmidova L., Ceskoslovensky balet, (Praha, 1962); Pala P., Opera Národního divadla n obdobi O. Ostrcila, sv. 1 (1918–1920), Praha, 1962, sv. 2 (1920–1924), Praha, 1964, sv. 3 (1924–1927), Praha, 1965; Nemecek J., Opera Národního divadla n obdobi K. Kovarovice, sv. 1 (1900–1912), Praha, 1968, sv. 2(1912- 1920), Praha, 1969.

B. H. Егорова
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


Национальный театр в Праге / Národní divadlo v Praze

Ведущий оперный театр Чехии, принадлежит к числу самых значительных чешских культурных учереждений, национальный памятник и символ чешской истории и искусства.

Национальный театр является воплощением стремления чешского народа к своей национальной идентичности и независимости. Средства на его строительство собирались среди широких народных масс и торжественная закладка первого камня в фундамент будущего театра 16 мая 1868 года была равносильна народному празднику и общегосударственной политической демонстрации.

В середине 19-го века в Европе было много политических изменений. Богемия и Моравия, исторические области современной Чешской республики, входили в состав Австрийской империи и государственным языком был немецкий, театры в основном принадлежали австрийцам и постановки проходили на немецком языке. Чехи хотели иметь возможность ставить спектакли и оперы на родном языке.

Идея создания достойного здания в качестве театра родилась осенью 1844 года на собрании чешских патриотов в Праге. С этим предложением руководитель патриотов Франтишек Палацкий в 1845 году обратился к властям, запросив «привилегию строительства, отделки, оборудования и управления» независимого чешского театра, и получил эту привилегию. Однако революция 1848-1849 годов, прокатившаяся по всей Австрийской империи, отодвинула начало строительства, только через шесть лет, в 1851 году было создано общество по возведению Чешского Национального театра в Праге, которое объявило о сборе средств. Государство выделило часть средств и было много частных пожертвований, в основном от аристократических персон, в том числе от российской императорской фамилии.

В 1853 году была выкуплена земля на берегу реки Влтавы с панорамой на Пражский Град и началось строительство. Политическая обстановка позволила возвести красивое, но относительно скромное временное здание (на 800 зрителей) по проекту архитектора Игнаца Ульмана, которое было открыто 18 ноября 1862 года постановкой спектакля Витезслава Галека «Король Вукашин». Здание Временного театра функционировало около двадцати лет и впоследствии стало составной частью окончательной версии Национального театра и существует до сих пор. В этом театре работали Бедржих Сметана и Антонин Дворжак.

Одновременно с реализацией этой минимальной программы строительства театра молодые прогрессивные защитники амбициозной концепции здания (Карел Сладковский, Мирослав Тирс, Ян Неруда, Витезслав Галек) начали активные действия. Эти люди занимали уважаемые позиции в обществе и в 1865 году попросили 33-летнего профессора Пражского технического колледжа, архитектора Йозефа Зитека разработать дизайн для Национального театра. Вскоре был объявлен открытый архитектурный конкурсе, в котором победителем стал этот проект.

Строительство нового здания рядом с Временным театром началось в 1867 году, а торжественная церемония закладки первого камня состоялась 16 мая 1868 года. На эту церемонию собралось более ста тысяч человек.

Внешний облик здания в классическом стиле неоренессанс украшен статуями как древнегреческих богов и богинь, так и персонажами народных чешских сказаний и песен (в их числе колесницы, запряженные тройками лошадей, «Богиня победы» и «Аполлон и девять муз» Богуслава Шнирха; десять произведений Антонина Вагнера, включающие статуи «Забоя» и «Лумира»; над боковым входом установлены «Аллегории Оперы и Драмы» Йозефа Вацлава Мысльбека).

Внутреннее убранство театра было разработано специальной комиссией под руководством Сладковского и реализовано несколькими художниками и декораторами, к примеру, в главном фойе живописный триптих «Золотой век, упадок и воскресение искусства» чешского художника Франтишека Женишека, им же расписан потолок зрительного зала восемью «Аллегориями искусства». В целом весь театр оформлен в двух темах: в духе неоренессанса и славянско-чешских народных образов.

Открытие Национального театра состоялось 11 июня 1881 года и было приурочено к визиту наследного принца Австрии Рудольфа. Первой постановкой на сцене театра стала опера Бедржиха Сметаны «Либуше», написанная в 1872 году и основанная на мифологическом сюжете об основании Праги. Театр не был до конца достроен и после еще одиннадцати выступлений закрылся для продолжения заключительных отделочных работ. Во время этих последних штрихов 12 августа 1881 года в театре произошел крупный пожар, который уничтожил медный купол, зрительный зал, занавес и сцену театра.

Пожар рассматривался как национальная катастрофа и был встречен мощной волной решимости заново собрать средства на восстановление театра. За полтора месяца было собрано более миллиона гульденов, почти половину из которых составляли пожертвования горожан Праги. С тех пор зрительный зал над сценой украшает лозунг «Народ — себе» (Narod sobe).

Для восстановления театра был приглашен ученик Зитека Йозеф Шульц, который присоединил к Национальному театру Временный театр и ещё одно соседнее здание — многоквартирный дом. В результате реконструкции несколько изменилась площадь зрительного зала для улучшения видимости. Шульц старался максимально учитывать стиль оформления Зитека и ему удалось так объединить три различных здания, чтобы сформировать абсолютное единство стиля.

Повторно Национальный театр был торжественно открыт 18 ноября 1883 года, как и в первый раз, с постановки оперы Сметаны «Либуше». Театр был технически совершенным для своего времени (электрическое освещение, подвижные сцены) и без каких-либо существенных модификаций и долгих перерывов в нём проходили постановки в течение почти ста лет. Только с 1 апреля 1977 года театр закрылся на капитальную реконструкцию на шесть лет. Архитектор Зденек Вавра был назначен общим руководителем работ по восстановлению. Реконструкция была приурочена к 100-летнему юбилею театра и 18 ноября 1983 года обновлённый Национальный театр вновь открыл свои двери для публики. Первой постановкой традиционно стала опера Сметаны «Либуше».

В настоящее время это историческое здание является одной из достопримечательностей Праги. Национальный театр управляется государством и является главной сценой для трёх художественных коллективов — Национальная опера, балет и драматический театр, которые попеременно выступают в четырёх театрах: Национальный театр (вместимостью около 1000 человек), Новая сцена (построенная в 1983 году рядом с основным театром), Сословный театр в Старом городе и Камерный театр во дворце Коловрат.

реклама

вам может быть интересно

Публикации

Словарные статьи

рекомендуем

смотрите также

Опера Монпелье Театры и залы
Зальцбургский фестиваль Фестивали, конкурсы, премии
Оперный театр Осло Театры и залы
Международный Дягилевский фестиваль Фестивали, конкурсы, премии
Фестиваль в Арена Сферистерио Фестивали, конкурсы, премии
Люцернский фестиваль Фестивали, конкурсы, премии

Реклама