Люциан Абрамович Пригожин

Дата рождения
15.08.1926
Дата смерти
21.02.1994
Профессия
Страна
СССР

Пригожин Люциан Абрамович (15 VIII 1926, Ташкент — 21 II 1994, Санкт-Петербург) — советский композитор. Народный артист РСФСР (1991).

В 1951 окончил Ленинградскую консерваторию (учился по классу композиции у В. В. Щербачёва и Ю. В. Кочурова), с 1967 преподаёт там же. Работает преимущественно в области крупных форм, тяготеет к героико-трагедийной теме, для воплощения которой часто обращается к выдающимся произведениям отечественной и мировой литературы.

Музыку Пригожина отличает мужественный, строгий характер, ей присущи эпическое развёртывание образов на основе вариантности, использование элементов русских народных ладов, лаконичная, «графическая» фактура, соединение традиционных и новейших средств выразительности.

Сочинения:

опера — Робин Гуд (по мотивам англ. баллад, 1972); оперы для детей — Доктор Айболит (либр. П. по сказке К. И. Чуковского, 1965, Ленингр. радио), Мальчиш-Кибальчиш (по А. П. Гайдару, 1969, там же); балет — Круг ада (1964, Ленингр. Малый т-р оперы и балета); оратории и кантаты — кантаты Стенька Разин (сл. А. С. Пушкина и народные, 1949), Песнь о хлебе (сл. А. Г. Поперечного, 1959), оратории Непокорённый Прометей (по трагедии Эсхила, 1960), Слово о полку Игореве (для 2 солистов, хора, флейты, кларнета, фагота, трубы, фортепиано и 3 групп ударных, текст в эквиритмическом переводе П., 1966), Вьюга (камерная оратория для 2 солистов, камерного хора, кларнета, фортепиано и ударных на стихи из поэмы А. А. Блока «Двенадцать», 1968), В память о великой битве (1974), Предтечи (камерная кантата для 2 голосов и инстр. ансамбля, на тексты из древней лит-ры, 1971; есть ред. для голоса и фортепиано), Солнце и камни (для солиста, флейты, струн. квартета и фортепиано, 1975), Из Горация (для солиста, хора, кларнета, тромбона и ударных, 1976), Симфония в обрядах (для хора и гобоев, на рус. нар. тексты, 1977); для оркестра — симфонии (1955, 1957), симфониетта (1953), сюита из балета «Круг ада» (1965); для камерного оркестра — Музыка для струнных и флейты (1961); камерно-инструментальные ансамбли — Соната-бурлеска (соната M 1, 1967) и соната No 2 (1969) для скрипки и фортепиано, соната для валторны и фортепиано (1974), струн. квартет (1970), Деревенская музыка для квинтета духовых (1973); для фортепиано — Календарь природы (12 пьес для юношества, 1962), соната (1973), сонатина (1973), Каприччио с эпитафией. Памяти Д. Д. Шостаковича (1977); для кларнета соло — Лёгкая соната (1975); хоры — Круговорот (a cappella, поэма на сл. А. А. Блока, 1973); Две песни из спектакля «Остров сокровищ» (с фортепиано, 1956); для голоса с фортепиано — 5 песен на сл. Р. Бёрнса и У. Шекспира (1955), 2 песни для детей на сл. С. Я. Маршака (1956), 5 песен на сл. М. А. Светлова (1960), 3 англ. баллады (1972); обработки русских народных и революционных песен; музыка к спектаклям драматических театров, радиопостановкам, фильмам.

Литература: Утешев А. П., Люциан Пригожин, М., 1959; Сохoр A. H., Воспевая мужество, в его сб.: Статьи о советской музыке, Л., 1974; Паперный М., Художник познается в самоограничении. (Этюд о творчестве Люциана Пригожина), в сб.: Музыка и жизнь, вып. 3, М.-Л., 1975; Ручьевская E. A., Люциан Пригожин, Л.-М., 1976.

М. Г. Бялик
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама