Григорий Петрович Прокофьев

Дата рождения
09.01.1884
Дата смерти
03.12.1962
Профессия
Страна
СССР

Прокофьев Григорий Петрович (28 XII 1883 (9 I 1884), Козлов, ныне Мичуринск Тамбовской обл. — 3 XII 1962, Москва) — советский музыковед, пианист, педагог и методист.

Окончил в 1906 юридический факультет Московского университета, в 1909 — Московскую консерваторию по классу фортепиано у К. Н. Игумнова. С 1909 преподавал игру на фортепиано, в 1911–24 — в Московской консерватории, где с 1915 вёл также курс методики фортепианной игры и её преподавания (с 1919 профессор). Вместе с М. М. Ипполитовым-Ивановым и А. Б. Гольденвейзером (в первые годы после Октябрьской революции 1917) член директората Московской консерватории, декан организованного по его инициативе педагогического факультета. В 1923–43 преподавал в музыкальном училище и Центральной музыкальной школе-десятилетке при Московской консерватории. В 1924–31 действительный член ГИМНа и председатель его фортепианно-методологической секции.

В 1931–41 организатор и руководитель Научно-исследовательской музыкально-педагогической лаборатории, первоначально при Академии коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской, затем Институте художественного воспитания Академии педагогических наук РСФСР, с 1938 — при Московской консерватории. С 1944 старший научный сотрудник Института художественного воспитания (отделение специальной психологии), с 1950 — Института психологии Академии педагогических наук РСФСР.

С 1906 активно выступал как музыкальный критик в московской периодической печати (газета «Русские Ведомости» и др.), в 1910–16 был московским корреспондентом «Русской музыкальной газеты». Проницательностью суждений отмечены его статьи о творчестве А. Т. Гречанинова, Г. Л. Катуара, Н. К. Метнера, С. И. Танеева, А. Н. Скрябина. Был одним из первых исследователей творчества С. В. Рахманинова.

В послереволюционные годы разрабатывал вопросы методики и психологии фортепианной педагогики и исполнительства. Под его редакцией и с его предисловиями изданы книга: «Техника игры на фортепьяно» Ф. Штейнхаузена (пер. с нем., М., 1926), сборник «Развитие пианиста» (М., 1935); с его послесловием книга «Воспоминания о И. Гофмане и Ф. Бузони» М. Н. Бариновой (М., 1964).

Сочинения: Певец интимных настроений (С. В. Рахманинов), «РМГ», 1909, No 48–52, 1910, No 2, 6, 26–31, 37, 38, 40; Игра на фортепьяно. (Лекции, читанные 21 и 28 марта 1926 г.), М., 1927; Формирование музыканта-исполнителя, М., 1956; Рахманинов играет Скрябина, «СМ», 1959, No 3; Заметки о Рахманинове, там же, 1959, No 10; Образ музыкального произведения и его воплощение исполнителем, «Вопросы психологии», 1959, No 5, и др.

И. М. Ямпольский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама