Эбенезер Праут

Дата рождения
01.03.1835
Дата смерти
05.12.1909
Профессия
Эбенезер Праут

Праут, Эбенезер (англ. Ebenezer Prout; 1 III 1835, Аундл, Нортхемптоншир — 5 XII 1909, Хакни, близ Лондона) — английский музыкальный теоретик, педагог и композитор.

В 1854 окончил философский факультет Лондонского университета. Учился игре на фортепиано у Ч. Саламана. В 1859–73 служил церковным органистом, одновременно (1861–85) преподавал игру на фортепиано в Школе искусств лондонского Хрустального дворца.

Первые его произведения — камерные ансамбли (струнные и фортепианные квартеты) — получили в 1862 и 1865 1-е премии Общества английских музыкантов. Среди др. музыкальных сочинений — кантаты, реквием, месса и др. культовые сочинения.

В 1871–74 издавал журнал «Monthly Musical Record», сотрудничал в журналом «Academy» (1874–79), «Ateneum» (1879–89). В 1876–1890 был дирижёром Хоровой ассоциации г. Хакни. Преподавал гармонию и композицию в Национальной специальной музыкальной школе (1876–82), в Королевской академии музыки (с 1879), игру на фортепиано — в Музыкальной школе «Гилдхолл» в Лондоне (с 1884); с 1894 профессор Дублинского университета.

Известен главным образом как теоретик. В своих трудах, посвященных контрапункту, фуге, музыкальной форме и др. вопросам, сформулированные им закономерности основывал на творческой практике лучших композиторов прошлого и современных образцах (многие работы переведены на европейские языки, в т. ч. на русский). Праут — редактор ораторий (добавил аккомпанемент), в т. ч. «Самсон» (1880) и «Мессия» (1902; издал партитуру и клавир) Генделя.

Сочинения:

кантаты — Хирворд (Hereward), Альфред, Рыцарь красного креста (The red cross knight) и др.; для оркестра — 4 симфонии, 2 увертюры, сюиты; концерты с оркестром — 2 для органа; квартеты и др. камерные ансамбли; для голоса с оркестром — Свобода (Freedom); пьесы для органа, культовая хоровая музыка.

Литературные сочинения: Instrumentation, L., 1876 (рус. пер. — Праут Э., Элементарное руководство к изучению инструментовки, М.-Лейпциг, 1900); Harmony, its theory and practice, L., 1889, 1903, то же, N. Y., 1971; The orchestra, v. 1–2, L., 1888–89, Counterpoint: strict and free, L., 1890, I910; Double counterpoint and canon, L., 1891; Fugue, L., 1894, 4900 (рус. пер. — Фуга, M., 1900, 1922); Fuguai analysis, L., 1892 (рус. пер. — Анализ фуг, М., 1892); Musical form, L., 1893, 1903 (рус. пер. — Музыкальная форма, М., 1900); Applied forms, L., 1895, то же, L., 1970 (рус. пер. — Прикладные формы, М., б. г.); Analytical key to the exercises in the 16th and subsequent editions of «Harmony», L., 1903; A course of lectures on orchestration, L., 1905; Mozart, L., 1907 (рус. пер. — Моцарт, М.-П., 1923).

Литература: Dictionary of national biography. Supplement 2, v. 3, L., 1912; Jacobi E., Die Entwicklung der Musiktheorie in England nach der Zeit von J.-Ph. Rameau, Bd 1–2, Strassburg, 1957–60.

И. А. Слепнёв
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Аарон Копленд Композиторы

рекомендуем

смотрите также

Реклама