Рахманинов. «Русская рапсодия» для двух фортепиано

Композитор
Год создания
1891
Дата премьеры
29.10.1891
Жанр
Страна
Россия
Сергей Васильевич Рахманинов / Sergei Rachmaninoff

«Русская рапсодия» для двух фортепиано (1891)

«Русская рапсодия» для двух фортепиано принадлежит к раннему периоду творчества Сергея Васильевича Рахманинова – композитор создал ее в 1891 г. Произведения, представляющие собой вариации на русские темы, создавали Милий Алексеевич Балакирев, Николай Андреевич Римский-Корсаков. Их творения могли быть для молодого композитора образцом, причем не только те, которые основывались на русских темах.

Мелодии, которую Рахманинов развивает в «Русской рапсодии», нет ни в одном фольклорном сборнике – по-видимому, она была не позаимствована у народа, а сочинена самим композитором, однако сходство ее с русскими песнями не вызывает сомнений. Неторопливо-плавное движение темы роднит ее с хороводными песнями, но некоторые черты перекликаются с произведением Римского-Корсакова, основанного отнюдь не на русском материале – с одной из тем сюиты «Шехеразада». Сходство проявляется и в мелодических интонациях построения, с которого начинается тема, и в гармонии – например, в одном из элементов фактуры появляется проходящий хроматизм между пятой и шестой ступенями, что придает русской теме восточный оттенок.

В первой вариации очертания мелодии остаются неизменными, варьирование сводится к украшению темы пассажами и орнаментами. Вместе с темой эта вариация образует подобие экспозиционного раздела, отделенного от последующих вариаций эпизодом, напоминающим каденцию.

Несколько вариаций выдержано в скерцозной манере. Темп ускоряется (Vivace), мелодия дробится, штрих стаккато придает ее звучанию остроту. В одной из вариаций тема в результате мелодических и ритмических изменений уподобляется песне «У ворот, ворот». Но здесь очертания темы еще остаются узнаваемыми. Особенно серьезным трансформациям подвергается она в следующем разделе – Andante. В вариациях этой группы связь с темой сохраняется только на уровне оборотов и интонаций мелодии. Эти тематические элементы свободно развиваются в импровизационной манере.

В вариации, завершающей цикл, мелодия приобретает вид, подобный очертаниям ее в скерциозном разделе Vivace, однако здесь она излагается в более массивной фактуре.

«Русская рапсодия» стала первым крупномасштабным виртуозным произведением Сергея Рахманинова в форме вариаций. Она отличается стройностью и компактностью формы, изобретательностью варьирования. Впоследствии композитор не раз будет обращаться к жанру вариаций.


К произведениям крупного концертно-виртуозного плана относится Русская рапсодия для двух фортепиано, созданная в начале 1891 года. Вслед за своим учителем Аренским, автором известных четырех сюит для двух фортепиано, Рахманинов и позже уделял внимание этому виду фортепианной литературы. В данном случае, однако, он обращается не к сюитному жанру, а к форме свободных вариаций на тему русского песенного склада. Образцом для него могли послужить некоторые симфонические произведения Балакирева и Римского-Корсакова, основанные на народно-песенной тематике.

Тема «Русской рапсодии», напоминающая плавные, неторопливые хороводные песни, по-видимому, была сочинена самим Рахманиновым. Во всяком случае, мы не находим близкого ее прообраза в песенных сборниках, которые могли быть знакомы композитору. Мелодический рисунок ее начального построения неожиданно напоминает первую тему из третьей части «Шехеразады» Римского-Корсакова:

Сходство есть и в приемах гармонизации. Таков, в частности, проходящий хроматический звук между V и VI ступенями в одном из средних голосов, придающий особую мягкость звучанию темы. Это, конечно непреднамеренное, совпадение определенным образом окрашивает тему рахманиновской рапсодии, придавая ей некоторый ориентальный оттенок. (Подобное же сочетание русского и восточного колорита мы находим в первой теме Четвертой симфонии А. К. Глазунова, написанной двумя годами позднее рахманиновской рапсодии.)

Цикл вариаций распадается на несколько групп, объединенных общностью характера и приемов изложения. Первую группу образует тема с примыкающей к ней вариацией, в которой основной мелодический рисунок остается неизменным и только оплетается пассажной орнаментикой. Эпизод типа каденции отделяет этот начальный, экспозиционный раздел от следующей группы вариаций скерцозного характера в темпе Vivace. Изменению облика темы, помимо скорости движения, способствует ритмическое дробление мелодии и острое стаккатное изложение. Во второй вариации этой группы (цифра 9) тема приобретает явно выраженное сходство с шуточной плясовой песней «У ворот, ворот батюшкиных» (для удобства сравнения песня транспонирована).

Наиболее значительному изменению подвергается тема в разделе Andante, где ее общие очертания в значительной мере стушевываются и сохраняются только отдельные мелодические обороты, развиваемые в свободной импровизационной манере. В последнем, заключительном проведении рисунок темы приближается к эпизоду Vivace, но изложение более массивное и блестящее.

«Русская рапсодия» представляет интерес как первое у Рахманинова крупное произведение вариационной формы, к которой он неоднократно обращался в дальнейшем, вплоть до таких выдающихся творческих достижений последнего периода, как Вариации на тему Корелли и Рапсодия на тему каприса Паганини. Молодой композитор проявляет здесь уже достаточно высокий уровень владения этой формой. Он с большой изобретательностью изменяет не только рисунок темы, но и ее выразительный характер и жанровый облик. Объединяя группы вариаций в более или менее законченные разделы, Рахманинов создает стройное, компактное целое. В композиции «Русской рапсодии» сочетаются принципы вариационной и одночастно-циклической формы. Недостатком этого сочинения является некоторое однообразие красок и тяжеловесность фортепианной фактуры. Блестящий эстрадно-виртуозный наряд кажется иногда чуждым характеру простой, грациозной песенной темы и воспринимается как чисто внешнее дополнение к ней.

Ю. Келдыш

Фортепианное творчество Рахманинова

реклама

вам может быть интересно

Прокофьев. «Мысли» Фортепианные

рекомендуем

смотрите также

Реклама