Раупах, Герман Фридрих (нем. Hermann Friedrich Raupach; 1728, Штральзунд — декабрь 1778, Петербург) — немецкий композитор и клавесинист.
Сын органиста и композитора Кристoфа Раупаха (1686–1744). В 1755–62 и 1768–78 жил в России, занимал должность клавесиниста придворного оркестра, затем второго капельмейстера при дворе. С 1777 руководил музыкальными классами Академии художеств, где преподавал композицию, пение и игру на инструментах. В 60-х гг. работал в Париже.
Писал преимущественно театральную музыку. Автор одной из первых опер на русский текст — «Альцеста» (либретто А. П. Сумарокова, 1758; неоднократно возобновлялась на сцене до 70-х гг. 18 в.). Большим успехом пользовалась в конце 18 в. опера Раупаха «Добрые солдаты» (либретто М. М. Хераскова, 1779, Москва; 1780, Петербург), некоторые номера из которой вошли в быт и воспроизводились в популярных песенниках.
Раупах написал также (совместно с И. Старцером) оперы-балеты «Сироэ» («Siroe», на итальянское либретто П. Метастазио, 1760), «Прибежище добродетели» (1759) и музыку торжественного пролога «Новые лавры» (1759, по др. данным, 1764; оба произведения на текст Сумарокова). Во время второго пребывания в России написал музыку балетных сцен для ряда опер других композиторов (в т. ч. для «Антигоны» Траэтты, 1772) и ученических спектаклей Академии художеств.
Известны также 6 сонат для клавесина и скрипки (изданы в 1762 в Париже), темы которых были использованы В. А. Моцартом в нескольких его фортепианных концертах (K.-v. , 37, 39, 41).
Литература: Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России с древнейших времён до конца XVIII века, т. 2, М.-Л., 1928–29, с. 236–37; Рабинович А. С., Русская опера до Глинки, (М.), 1948, с. 57–60; Келдыш Ю. В., Русская музыка XVIII века, М., 1965, с. 296–97; Mooser R. A., Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIII-e siecle, t. 1, Gen., 1948, p. 234–36.
Ю. В. Келдыш
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.