Регер — символ эпохи, мост между столетиями.
Э. Отто
Недолгая творческая жизнь выдающегося немецкого музыканта — композитора, пианиста, дирижера, органиста, педагога и теоретика — Макса Регера прошла на рубеже XIX-XX вв. Начав свой путь в искусстве в русле позднего романтизма, во многом под влиянием вагнеровского стиля, Регер с самого начала обрел и иные, классические идеалы — прежде всего в наследии И. С. Баха.
Сплав романтической эмоциональности с крепкой опорой на конструктивно-ясное, интеллектуальное составляет сущность искусства Регера, его прогрессивной художественной позиции, близкой музыкантам XX столетия. «Величайшим германским неоклассиком» назвал композитора его горячий почитатель, замечательный русский критик В. Каратыгин, отмечая при этом, что «Регер — дитя современности, его манят все современные терзания и дерзания».
Чутко откликаясь на происходящие общественные события, социальную несправедливость, Регер всей своей жизнью, системой воспитания был связан с национальными традициями — их высоким этосом, культом профессионального ремесла, интересом к органной, камерно-инструментальной и хоровой музыке. Так воспитывал его отец, школьный учитель в маленьком баварском городке Вайдене, так учили вайденский церковный органист А. Линднер и крупнейший немецкий теоретик Г. Риман, привившие Регеру любовь к немецкой классике.
Через Римана в сознание юного композитора навсегда вошла музыка И. Брамса, в творчестве которого впервые был осуществлен синтез классического и романтического. Не случайно именно ему Регер решился послать свое первое значительное произведение — органную сюиту «Памяти Баха» (1895). Полученный незадолго до смерти Брамса ответ молодой музыкант расценил как благословение, напутствие великого мастера, художественные заветы которого он бережно пронес и через свою жизнь.
Первые музыкальные навыки Регер получил от родителей (отец занимался с ним теорией, игрой на органе, скрипке и виолончели, мать — на фортепиано). Рано раскрывшиеся способности позволили мальчику уже а 13 лет заменять в церкви своего учителя Линднера, под руководством которого он начал сочинять. В 1890-93 гг. Регер шлифует композиторское и исполнительское мастерство под руководством Римана. Тогда же, в Висбадене, он начинает и свою педагогическую деятельность, продолжавшуюся всю жизнь в Королевской академии музыки в Мюнхене (1905-06), в Лейпцигской консерватории (1907-16).
В Лейпциге Регер был также музик-директором университета. Среди его учеников немало крупных музыкантов — И. Хас, О. Шек, Э. Тох и др. Большой вклад внес Регер и в исполнительское искусство, часто выступая как пианист и органист. В 1911—14 гг. он руководил придворной симфонической капеллой герцога Мейнингенского, создав из нее прекрасный оркестр, покоривший своим мастерством всю Германию.
Однако композиторское творчество Регера далеко не сразу нашло признание на родине. Первые премьеры прошли неудачно, и лишь после тяжелого кризиса, в 1898 г. вновь оказавшись в благотворной атмосфере родительского дома, композитор вступает в полосу расцвета. За три года он создает множество произведений — ор. 20-59; среди них камерные ансамбли, фортепианные пьесы, вокальная лирика, но особенно выделяются органные сочинения — 7 фантазий на хоральные темы, Фантазия и фуга на тему BACH (1900).
К Регеру приходит зрелость, окончательно формируются его мировоззрение, взгляды на искусство. Никогда не впадая в догматизм, Регер всю жизнь следовал девизу: «В музыке — никаких компромиссов!» Принципиальность композитора особенно проявилась в Мюнхене, где он подвергся яростным нападкам своих музыкальных противников.
Огромное по количеству (146 опусов) наследие Регера очень многообразно — как по жанрам (в них отсутствуют только сценические), так и по стилевым истокам — от предбаховокой эпохи до Шумана, Вагнера, Брамса. Но у композитора были и свои особые пристрастия. Это камерные ансамбли (70 опусов для самых разных составов) и органная музыка (ок. 200 сочинений). Не случайно именно в этой сфере больше всего ощущается родство Регера с Бахом, его тяготение к полифонии, к старинным инструментальным формам. Характерно признание композитора: «Другие делают фуги, я могу только жить в них».
Монументальность органных композиций Регера во многом присуща его оркестровым и фортепианным сочинениям, среди которых вместо привычных сонат и симфоний преобладают развернутые вариационно-полифонические циклы — симфонические Вариации и фуги на темы И. Хиллера и В. А. Моцарта (1907, 1914), Вариации и фуги для фортепиано на темы И С. Баха, Г. Ф. Телемана, Л. Бетховена (1904, 1914, 1904). Но композитор уделял внимание и романтическим жанрам (оркестровые Четыре поэмы по А. Беклину — 1913, Романтическая сюита по И. Эйхендорфу — 1912; циклы фортепианных и вокальных миниатюр). Выдающиеся образцы он оставил и в хоровых жанрах — от хоров a cappella до кантат и грандиозного «100-го псалма» — 1909.
В конце жизни Регер стал знаменит, в 1910 г. в Дортмунде был организован фестиваль его музыки. Одной из первых стран, признавших талант немецкого мастера, была Россия, где он с успехом выступал в 1906 г. и где его приветствовало молодое поколение русских музыкантов во главе с Н. Мясковским и С. Прокофьевым.
Г. Жданова
Источник: Творческие портреты композиторов, 1990 г.
Регер, Макс Иоганн Баптист Йозеф (нем. Johann Baptist Joseph Maximilian Reger; 19 III 1873, Бранд, Верхний Пфальц — 11 V 1916, Лейпциг) — немецкий композитор, органист, пианист и дирижёр.
Первоначально обучался музыке у родителей (мать учила игре на фортепиано, отец — на скрипке, органе, виолончели) и у органиста А. Линднера, которого заменял за органом с 13 лет. В 1890–93 занимался по композиции у Х. Римана (сначала в Зондерсхаузене, затем в Висбадене). В 1890–96 преподавал теорию музыки, игру на фортепиано и органе в консерватории в Висбадене. С 1901 жил в Мюнхене. В 1905 Ф. Мотль пригласил Регера преподавать композицию и игру на органе в Королевской академии музыки в Мюнхене. В 1907–16 профессор композиции в Лейпцигской консерватории, одновременно музик-директор Лейпцигского университета. В 1911–14 придворный капельмейстер герцога Георга II в. Мейнингене (с 1913 генерал-музик-директор). Среди учеников — композиторы Й. Хас, Я. Вейнбергер, О. Шёк, Х. Унгер, К. Гассе, Х. Грабнер, Ф. Лубрих, Р. Вюрц.
Концертировал как пианист и дирижёр. Почётный доктор философии Йенского университета (1908). В 1916 основано Регеровское общество в Лейпциге (существовало до 1941), выпустившее 17 сборников научных статей о Регере и устраивавшее фестивали музыки Регера. В 1920 основан архив Регера в Йене (с 1946 — в Мейнингене). В 1948 на средства вдовы Регера организован институт Регера в Бонне, выпускающий Полное собрание сочинений Регера (тт. 1–35, 1954–70) и ряд научных сборников.
Регер — автор сочинений всех жанров, кроме сценических. В его творчестве сосуществуют две ведущие линии — романтическая и неоклассицистская. В камерных, оркестровых, фортепианных сочинениях Регера больше сказалось воздействие эстетических установок И. Брамса и гармонического языка Р. Вагнера. В то же время в ряде произведений (сольные сонаты, фантазии и хоральные прелюдии для органа, полифонические композиции) Регер обращается к принципам формообразования эпохи И. С. Баха, стремясь продолжить баховскую традицию на базе современного музыкального языка.
Высшие творческие достижения Регера связаны с полифоническими формами (пассакалья, фуга). Зачастую обе линии творчества Регера сочетаются и переплетаются. Творчество Регера мало эволюционировало. В конце жизни Регер испытал кратковременное влияние музыки Р. Штрауса и К. Дебюсси, создав программные произведения (Романтическая сюита, 4 поэмы по А. Бёклину). Музыка Регера служит своего рода связующим звеном между поздним романтизмом и классицистскими течениями 20 в. (в частности, неоклассическую линию творчества Регера продолжил П. Хиндемит, см. Неоклассицизм).
При жизни Регера его музыка с трудом завоёвывала признание на родине. Вместе с тем его произведения с успехом исполнялись в Швейцарии, Нидерландах и России (выступал в Петербурге в 1906 как дирижёр и пианист). В 1950-е — 70-е гг. сочинения Регера приобрели известность, особенно в странах немецкого языка.
Сочинения:
для солистов, хора и оркестра — 100-й псалм (Der 100. Psalm, op. 106, 1908–09, ред. П. Хиндемита, 1958), реквием (сл. Ф. Хеббеля, ор. 144, 1915), реквием (без op., 1914, не оконч.), Гимн песнопению (Hymne an den Gesang, сл. Л. Штейнера, op. 21, 1898), Песнь просветлённых (Gesang der Verklarten, сл. К. Буссе, ор. 71, 1903), Монахини (Die Nonnen, сл. M. Бёлица, op. 112, 1909), Освящение ночи (Die Weihe der Nacht, сл. Ф. Хеббеля, ор. 119, 1911), К надежде (An die Hoffnung, сл. Ф. Гёльдерлина, ор. 124, 1912), Римская триумфальная песнь (Romischer Triumphgesang, сл. Г. Линга, ор. 126, 1912), Гимн любви (Hymnus der Liebe, сл. Л. Якобовского, ор. 136, 1914), Отшельник (Der Einsiedler, сл. Й. Эйхендорфа, ор. 144, 1915), 4 хоральные кантаты (без op., 1903–05), Священная песнь (Weihegesang, сл. О. Либмана, без op., 1908); для оркестра — симфониетта (ор. 90, 1904–05), серенада (ор. 95, 1905–06), Концерт в старинном стиле (ор. 123, 1912), Вариации и фуга на тему Хиллера (ор. 100, 1907), Вариации и фуга на тему Моцарта (ор. 132, 1914), 4 поэмы по А. Бёклину (ор. 128, 1913), Симфонический пролог к трагедии (ор. 108, 1908), Комическая увертюра (ор. 120, 1911), Патриотическая увертюра (ор. 140, 1914), Романтическая сюита (ор. 125, 1912), Балетная сюита (ор. 130, 1913); для инструментов с оркестром — концерт для фортепиано (ор. 114, 1910), для скрипки — концерт (ор. 101, 1908), 2 романса (ор. 50, 1900); камерные ансамбли — 2 трио (серенады) для фортепиано, скрипки и альта (ор. 77а, 1904; ор. 141а, 1915), 3 струнных трио (op. 77b, 1904; op. 141b, 1904; ор. 141Ь, 1915), 2 фортепианных трио (ор. 2, 1891; ор. 102 1907–08), квинтет для струнного квартета и кларнета (ор. 146, 1915- 1916), струнный секстет (ор. 118, 1910), фортепианные квинтеты (без op., 1897–98; op. 64, 1902); 5 струнных квартетов (2 — ор. 54, 1900–1901; ор. 74, 1903–04; ор. 109, 1909; ор. 121, 1911), 2 фортепианных квартета (ор. 113, 1910; ор. 133, 1914); для фортепиано в 2 руки — Вариации и фуга на тему Баха (ор. 81, 1904), Вариации и фуга на тему Телемана (ор. 134, 1914), 4 сонатины (ор. 89, 2–1905; 2–1908), 6 прелюдий и фуг (ор. 99, 1906–07), сб. пьес, в т. ч. Из моего дневника (Aus meinem Tagebuch, op. 82,1904–12) и др.; для фортепиано в 4 руки — 12 вальсов-каприсов (ор. 9, 1892), 20 немецких танцев (ор. 10, 1893), 6 вальсов (ор. 22, 1898) и др.; для 2 фортепиано — Вариации и фуга на тему Бетховена (ор. 86, 1904), интродукция, пассакалья и фуга (ор. 96, 1906); для органа — 2 сонаты (ор. 33, 1899; ор. 60, 1901), сюита Памяти Баха (Den Manen Joh. Seb. Bachs, op. 16, 1894–95), сюита (ор. 92, 1905), фантазии и фуги (op. 29, 1898; на тему B-A-C-H op. 46, 1900; симфоническая фантазия и фуга — ор. 57, 1901), вариации и фуга на собственную тему (ор. 73, 1903), интродукция, пассакалья и фуга (ор. 127, 1913), фантазия и фуга (ор. 135b, 1916), 5 лёгких прелюдий и фуг (ор. 56, 1904), 4 прелюдии и фуги (ор. 85, 1904), хоральные фантазии (ор. 27, 1898; ор. 30, 1898; 2 — ор. 40, 1899; 3 — ор. 52, 1900), 13 хоральных прелюдий (op. 79b, 1901–03), 30 маленьких хоральных прелюдий (ор. 135а, 1914), 52 лёгкие хоральные прелюдии (ор. 67, 1902), и др.; для скрипки и фортепиано — 9 сонат (ор. 1, 1890; ор. 3, 1891; ор. 41, 1899; ор. 72, 1903; ор. 84, 1905, 2 — op. 103b, 1909; ор. 122, 1911; ор. 139, 1915), 3 пьесы (op. 79d, 1902–04), и др.; для скрипки соло — 4 сонаты (ор. 42, 1900), 7 сонат (ор. 91, 1905) и др.; для 2 скрипок — 3 дуэта в старинном стиле (op. 131b, 1914); для альта (кларнета) и фортепиано — 3 сонаты (2 — ор. 49, 1900; ор. 107, 1909); для альта соло — 3 сюиты (op. 131d, 1915); для виолончели и фортепиано — 4 сонаты (ор. 5, 1892; ор. 28, 1898; ор. 78, 1904; ор. 116, 1910) и др.; для виолончели соло — 3 сюиты (ор. 131с, 1915); для голоса с сопровождением фортепиано — песни, в т. ч. ор. 4, 1890–1891; ор. 8, 1892; 5 песен Памяти Ф. Шуберта (Den Manen Franz Schubert, op. 12, 1893), 10 песен (ор. 15, 1894), 4 песни (op. 23, 1898), 6 стихотворений А. Риттер (op. 31, 1898), 6 песен (op. 35, 1899), 5 напевов (op. 37, 1899), 8 песен (op. 43, 1900), 7 песен (op. 48, 1900), 12 песен — К X. Вольфу (ор. 51, 1900). 15 песен (ор. 55, 1901), 16 напевов (ор. 62, 1901), 12 песен (ор. 66, 1902), 6 напевов (ор. 68, 1902), 17 напевов (ор. 70, 1902–03), 18 напевов (ор. 75, 1903), Скромные напевы (Scheichte-Weisen, op. 76, 1904–12), 4 напева (op. 88, 1905), 4 песни (op. 97, 1906), 5 напевов (op. 98, 1906), 6 песен (op. 104, 1907) и др. песни и вокальные дуэты; хоры (в основном a cappella); переложения произведений И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Р. Вагнера, И. Брамса, Э. Грига, X. Вольфа, Р. Штрауса и др. для различных составов.
Литературные сочинения: Beitrage zur Modulationslehre, Lpz., 1903, 1952 (рус. пер. — Reгер M., О модуляции, Л., 1926); Briefe eines deutschen Meisters, Lpz. 1928, 1938; Aus den Briefen. Max Regers an H. Riemann, von W. Gurlitt, Lpz., 1937, Briefwechsel mit Herzog Georg II von Sachsen-Meiningen, hrsg. von H. und E. H. Muller von Asow, Weimar, 1949; Briefe zwischen der Arbeit, hrsg. von O. Schreiber, Bonn, 1956; Neues Max-Reger-Brevier, hrsg. von H. Kuhner, Basel, 1948.
Тематические и библиографические указатели: Altmann W., Reger-Katalog, В., 1917, 1926, Stein Fr., Thematisches Verzeichnis der im Druck erschienenen Werke von Max Reger einschliesslich seiner Bearbeitungen und Ausgaben, Lpz., 1953, Schreiber O., Max Regers musikalischer Nachlass, в кн. Bericht uber den Internationalen Musikwissenschaftlichen Kongress Wien, Mozartjahr 1956, Graz, 1958; Max-Reger-Bibliographie. Das internationale Schrifttum uber Max Reger. 1893–1986, Bonn, 1968.
Литература: В-ва О. (Оссовский А. В.), Макс Регер. (К приезду его в Петербург), «РМГ», 1906, No 49, Концерты, там же, 1906, No 50–52, (Каратыгин B.), М. Регер, «Золотое руно», 1906, No 2, его же, Музыкальная хроника Петербурга, там же, 1907, No 1; его же. Петербургские концерты и «Электра», «Аполлон», 1913, No 4; его же, М. Регер. (Некролог), «Хроника журнала? Музыкальный современник»», 1916, вып. 22, то же, в кн.: Каратыгин В. Г., Избр. статьи, М. — Л, 1965, его же, Новейшие течения в русской музыке, в его кн.: Избр. статьи, М.-Л., 1965, Коломийцов В., Музыка настоящего. Рихард Вагнер и поиски новых богов, в его кн.: Статьи и письма Л., 1971, Шалтупер Ю, Заметка о М. Регере, «СМ», 1973, No 12, ее же, Макс Регер, «Музыкальная жизнь», 1975, No 10, Braungart R., Max Reger, Lpz., 1907; Hehemann M., Max Reger, Munch., 1911, 1917, Poppen H., Max Reger, Lpz 1918, Wiesbaden, 1947; Max Reger. Eine Sammlung von Studien aus der Kreise seiner personlichen Schuler, hrsg von R. Wьrz, H. 1–4, Munch., 1920–23 (H. 1. Grabner H., Regers Harmonik; H. 2. Wьrz R, Haas J., Unger H., Regers Persцnlichkeit, H. 3. Holle H., Regers Chorwerke; H. 4. Keller H., Reger und die Orgel); Hasse K., Max Reger, Lpz., 1921; его же, Max Reger, Entwicklungsgang eines deutschen Meisters, Lpz., 1946; Unger H., Max Reger, Munch., 1921; Lindner A., Max Reger. Ein Bild seines Jugendlebens und kunstlerischen Werdens, Stuttg., 1922, Regensburg, 1938; Вagier G., Max Reger, Stuttg. — В., 1923, Brand E., Max Reger im Eiterhaus, Munch., 1938, Stein Fr., Max Reger, Potsdam, 1939; его же, Mах Reger, Sein Leben in Bildern, Lpz., 1941, 1956; Therstappen H. J., Uber die Grundlagen der Form bei Max Reger, в кн.: Festschrift Fr. Stein, Braunschweig, 1939; Deneсke H. L., Max Regers Sonatenform in ihrer Entwicklung, там же; Mersmann H., Max Reger und unsere Zeit, в кн.: Мах Regers 75. Geburtstag, Bonn, 1949, Sievers G., Die Grundlagen H. Riemanns bei Max Reger, Wiesbaden, 1967; Beitrage zur Reger-Forschung. Festschrift aus Anlass des 80. Geburtstag des Meisters am 19. Marz 1953, hrsg. von Max Reger-Archiv, Lpz., 1953, Wehmeyer G., Max Reger als Liederkomponist, Regensburg, 1955, Otto E., Max Reger. Sinnbild einer Epoche, Wiesbaden, 1957; Max Reger. Beitrage zur Regerforschung hrsg. von dem Reger-Festkomitee aus Anlass der 50. Wiederkehr des Todestages von Max Reger am 11. Mai 1966, Meiningen, 1966; Max Reger. Zum 50. Todestag am 11. Mai 1966. Eine Gedenkschrift, Bonn, 1966; Neue Beitrage zur Regerforschung und Musikgeschichte Meiningens, Meiningen, 1970, Wirth H., Max Reger in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten, Hamburg, 1973.
Ю. В. Крейнина
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
• Камерно-инструментальное творчество
• Органное творчество