Романеска

Категории словаря

Романеска (итал. romanesca) — название различных распространённых в Западной Европе 17–18 вв. инструментальных танцевальных пьес, вариационных циклов, а также арий и песен с инструментальным сопровождением, в основе которых лежит определённая мелодико-гармоническая модель, родственная фолии и старинному пассамеццо (passamezzo antico).

Этимология названия и происхождение Р. не вполне ясны. По-видимому, она зародилась в Италии или Испании; соответственно название трактуется как синоним определения «в римском стиле» (alla maniera Romana) или как происходящее от испан. романса.

В трактате Ф. Салинаса «De Musica» (1577) приведены многочисл. образцы нар. мелодий Р. — в стиле португ. фолии, родственные итал. гальярде, испан. вильянсико, паване и др., к-рые нередко обрабатывались проф. композиторами. В разл. Р. мелодии приобретают индивидуальные черты в связи с ритмич. варьированием лежащего в их основе поступенного хода в объёме кварты, введением неаккордовых звуков, украшений и др. При этом, однако, опорные звуки обычно вступают через равные промежутки времени. Одно из первых отступлений от этого — дуэт «Ohime dov’e il mio ben» Монтеверди в концерте из 7-й книги мадригалов (1619).

Более стабильной была басовая фигура (ход на кварту скачком), служащая осн. отличит. признаком Р.; однако с нач. 17 в. и басовые квартовые ходы нередко заполнялись промежуточными звуками. Муз. форма Р. утвердилась ранее, чем ее название; первоначально близкие к Р. пьесы создавались под др. названиями. Самые ранние пьесы, названные «Р.», — танцы для лютни (А. де Бекки, 1568). В нач. 17 в. более распространены Р. для пения с генерал-басом, для кифары (Дж. Фрескобальди, собрания 1615, 1630 и 1634), во 2-й пол. 17 в. — для клавишных инструментов (Б. Стораче, 1664). В 19–20 вв. обработки старинных Р. осуществляли Ж. Д. Алар (для скрипки с фп.), А. К. Глазунов (Р. из балета «Раймонда»).

Литература: Riеmann H., Der «Basso ostinato» und die Anfange der Kantate, «SIMG», 1911/12, Jahrg 13; Nettl R., Zwei spanische Ostinatothemen, «ZfMw», 1918/19, Jahrg. 1, S. 694–98; Gombosi О., Italia: patria del basso ostinato, «Rass. mus.», 1934, v. 7; Hоrsley J., The 16th-century variation, «JAMS», 1959, v. 12, p. 118–32.

Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Немецкая музыка Национальные культуры
Концертина Музыкальные инструменты

рекомендуем

смотрите также

Allegretto, аллегретто Теория музыки
Рожок Национальные культуры
Диатоническая гамма Теория музыки
Амвросианский гимн Церковная музыка
En face, ан фас Балет и танец
Краковяк Музыкальные жанры и формы
Цезура Теория музыки
Терцдецима Теория музыки

Реклама