Розенов Эмилий Карлович (15 (27) X 1861, Париж — 17 VI 1935, Москва) — русский советский музыковед, пианист, композитор.
Окончил в 1884 математический факультет Московского университета, в 1889 — Московскую консерваторию по классу фортепиано у В. И. Сафонова (занимался также у Г. А. Лароша и А. С. Аренского). Выступал как пианист и музыкальный критик. В 1906–16 преподавал игру на фортепиано в Московской консерватории. В 1902 участвовал в создании «Музыкально-научного общества», в 1909 стал одним на учредителей общества «Музыкально-теоретическая библиотека» в Москве (организовал при нём фортепианно-педагогическую секцию; библиотекарь общества). Принимал также участие в работе Музыкально-этнографической комиссии, Кружка любителей русской музыки (Керзинский кружок).
Сотрудничал в газетах «Moskauer deutsche Zeitung», «Новости дня» (1897–1900), «Московские ведомости» (1898–99). С 1919 зав. Библиотечным подотделом Музыкального отдела Наркомпроса; одновременно в музыкальном отделе Московского Пролеткульта один из организаторов музыкально-теоретической секции. В 1921–31 сотрудник ГИМНа, член многих его секций, первый председатель Комиссии по вокальной методологии.
Разрабатывал проблемы фортепианной и вокальной педагогики, акустики, гармонии, музыкальной формы, психологии и эстетики. Многие работы Розенова остались в рукописях, в т. ч. «Основы рациональной музыкальной эстетики» (с опорой на данные психологии, физиологии, естествознания вообще). Автор музыкальных произведений.
Сочинения:
Научные основы фортепианной педагогики и вытекающий из них «естественный метод» преподавания, «Изв. С.-Петербургского общества музыкальных собраний», 1904, янв.-февр.; О применении закона «Золотого деления» в музыке. Эстетическое исследование, СПБ, 1904; И. С. Бах (и его род), М., 1911; Закон золотого сечения в поэзии и в музыке, в кн.: Сборник работ физиолого- психологической секции, вып. 1, М., 1925; О развитии и преобразовании тональной системы. Сборник работ Комиссии по музыкальной акустике, вып. 1, М., 1925; Учение о примерном тоне, в кн.: Сборник докладов… на первой Всероссийской конференции вокальных ученых и педагогов, М., 1926; Творческие достижения Бетховена в области музыкальной формы, «Музыка и революция», 1927, No 3; Новое в учении о гармонии, там же, 1927, No 9; Об основных принципах клавирной методики, в кн.: Сборник работ фортепианно-методологической секции, вып. 1, м., 1930.
Т. Н. Соловьёва
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.