Опера Джоаккино Россини «Шёлковая лестница»

Композитор
Дата премьеры
09.05.1812
Жанр
Страна
Италия
Джоаккино Россини / Gioachino Rossini

«Шёлковая лестница» (итал. La scala di seta) — опера (комический фарс) Дж. Россини в одном действии, либретто Дж. Фоппы по либретто Ф. Планара.

Премьера: Венеция, театр «Сан-Моизе», 9 мая 1812 года.

Либретто Ф. Планара было написано для одноименной оперы П. Гаво (1808).

Дормон, опекун Джулии, намеревается выдать ее замуж за Бланзака, не зная, что она тайно обвенчана с Дорвилем, который каждую ночь взбирается в комнату жены по шелковой лестнице. В Бланзака влюблена Лючилла, кузина Джулии. Простодушный слуга Джермано, услышав, что Джулия ожидает ночью мужа, и полагая, что это Бланзак, спешит сообщить ему, что для него будет спущена шелковая лестница. Об этом узнает Лючилла и решает во что бы то ни стало отбить жениха у кузины. Она и любопытный Джермано занимают места для наблюдения. Едва в условленный час появляется Дорвиль, как в комнате оказывается и Бланзак. Дорвиль прячется. Увидев свисающую из окна лестницу, опекун спешит к своей воспитаннице и застает у нее Бланзака, Лючиллу и Джермано. Он решает, что единственный способ покрыть грех — возможно быстрей обвенчать Джулию и Бланзака, однако вышедший из укрытия Дорвиль объясняет всю правду. Дормону остается благословить союз Бланзака и Лючиллы.

А. Гозенпуд


Джоаккино Россини всегда славился умением быстро работать — широко известна история «Севильского цирюльника», написанного за двадцать дней. Столь поразительная работоспособность проявлялась еще в молодости — в ранний, венецианский период творчества. В то время композитор сотрудничал с Венецианским театром «Сан-Моизе». Театр этот специализировался на постановке фарсов — одноактных комических опер. В 1812 г., когда Россини было всего двадцать лет, одна за другой были созданы пять опер, и одна из них — «Шёлковая лестница». По условиям заказа, оперу надлежало завершить к Пасхе — а ведь Россини в то время работал над оперой «Кир в Вавилоне», создававшейся для постановки в Ферраре. Тем не менее, столь интенсивная работа — над двумя произведениями одновременно — не помешала созданию прекрасной музыки.

Либретто Джузеппе Фоппы основывалось на водевиле, созданном французским драматургом Эженом де Планаром (правда, его четырьмя годами раньше использовал для своей оперы французский композитор Пьер Гаво, но итальянцев это не смущало). Сюжет был идеален для комической оперы — в нем присутствует и любовная интрига, и множество забавных ситуаций, и, конечно, счастливая развязка. Шелковая лестница, упомянутая в заглавии, в опере тоже присутствует — взбираясь по ней, герой оперы Дорвиль каждый вечер проникает в спальню к своей супруге Джулии…

Почему муж вынужден прибегать к таким ухищрениям, чтобы встретиться с женой? Все дело в Дормонте — опекуне юной красавицы, который и слышать не желает о Дорвиле. Не зная об их тайном браке, он выбрал для подопечной другого жениха — некого Бланзака (правда, этот молодой человек давно зарекомендовал себя как сущий дамский угодник, но Дормонта это не смущает). Но если Джулия абсолютно равнодушна к Бланзаку, то о ее кузине Лючилле этого сказать нельзя. Бланзак же появляется в доме Дормонта в полной уверенности, что ему не составит труда завоевать сердце Джулии — и он предлагает Дорвилю, своему другу, стать свидетелем его победы. Спрятавшийся в комнате Дорвиль наблюдает, как Бланзак ухаживает за Джулией, его терзает ревность. Одновременно за этой сценой наблюдает спрятавшийся в другом укрытии слуга Джермано, которому Джулия приказала следить за Бланзаком. Заметив Дорвиля, Джермано выдает его, и всеобщее замешательство завершается поспешным бегством слуги, которого, разумеется, господа обвиняют во всем.

Тем временем Бланзак обнаруживает еще одну привлекательную девушку — Лючиллу, а Джермано продолжает вносить неразбериху в происходящие события. Услышав обрывки разговора Джулии с Дорвилем о предстоящем тайном свидании, он решает, что речь идет о Бланзаке, и проговаривается ему об услышанном. Тот полагает, что девушка завуалированно передает ему приглашение на свидание. В результате ночью в комнате Джулии один за другим оказываются заранее спрятавшиеся Лючилла и Джермано, взобравшиеся по шелковой лестнице Дорвиль и Бланзак, а затем и Дормонт, проникающий в спальню подопечной тем же путем и желающий немедленно получить объяснения, что тут происходит. Молодым супругам ничего не остается, как только открыть правду всем присутствующим, а Бланзак без особых сожалений делает предложение Лючилле, которое та с радостью принимает — все счастливы.

Создавая «Шёлковую лестницу», Россини экспериментировал с инструментами, стремясь найти необычные тембровые эффекты. Некоторые из его находок даже шокировала публику — например, в одном из моментов увертюры скрипачи в каждом такте слегка ударяли смычками по жестяным фонарям, освещающим пюпитры. Слушатели не оценили столь остроумной тембровой находки — это было воспринято как неуважение к публике и обернулось скандалом, который обрек премьеру на провал.

Не удержавшись в репертуаре театра «Сан-Моизе» после неудачной премьеры, состоявшейся в 1812 г., опера была поставлена в следующем году в Синигалье, а в 1818 г. состоялась новая венецианская постановка. В XIX веке опера не пользовалась особой популярностью. В ХХ веке театры уделяли ей внимание — она ставилась на фестивале в Пезаро, на Шветцигенском фестивале, один из спектаклей в 1990 г. был выпущен на DVD. Но особенно часто можно услышать в концертном исполнении увертюру к «Шелковой лестнице».

Это действительно один из самых примечательных номеров оперы, в котором композитор — в то время еще молодой и не особенно опытный — проявил себя ярким новатором. Отказавшись от традиционной тематической разработки, Россини подвергает музыкальный материал тембровому развитию, используя богатейшие возможности оркестра (например, побочная партия, в экспозиции светло и ясно изложенная скрипками и флейтами, в репризе мягко и нежно звучит у кларнетов и гобоев). Инструментальные переклички оживляют музыкальную ткань этой искрящейся, жизнерадостной увертюры.

Сразу после «Шелковой лестницы» Россини написал «Пробный камень» — таким образом, «Шелковую лестницу» можно считать последним подступом к опере, сделавшей Россини одним из самых известных композиторов в Италии.

реклама

вам может быть интересно

Дворжак. Фортепианный квартет No. 2 Камерные и инструментальные
Иван Хандошкин. Скрипичное творчество Камерные и инструментальные

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама