Танцы в опере — танцевальные эпизоды, включённые в оперный спектакль, способствующие развитию оперного действия. В 17 — 18 вв. это были дивертисменты развлекательного характера, близкие интермедии. В 19 в. они приобрели драматургическую функцию.
Танцы в опере иногда составляют фон действия или имеют относительно самостоятельное значение. Служат для характеристики среды происходящего действия (провинциальное поместье и высший свет в «Евгении Онегине» Чайковского), помогают прямой или косвенной обрисовке того или иного персонажа (пляска персидок в «Хованщине» Мусоргского, цыганская пляска в «Кармен» Бизе), несут обобщённый образ народа (польские танцы в «Иване Сусанине» Глинки, половецкие пляски в «Князе Игоре» Бородина).
Нередко большие танцевальные сцены выделяются из оперы и обретают самостоятельную сценическую жизнь («Половецкие пляски» из «Князя Игоря», «Вальпургиева ночь» из «Фауста» Гуно).
В оперном спектакле главная задача режиссёра и балетмейстера состоит в том, чтобы органично включить танцы в действие и найти их образное решение в соответствии с драматургией спектакля в целом.
Во 2-й пол. 19 в. танцы в оперных спектаклях ставили Ф. Н. Манохин (Москва), А. Н. Богданов, М. И. Петипа, Л. И. Иванов (Петербург). Большой успех имели постановки танцев М. М. Фокиным в «Князе Игоре» (1909, Русские сезоны) и «Орфее» Глюка (1911, Мариинский т-р).
В советское время значительные работы по постановке танцев в опере осуществили в Большом театре К. Я. Голейзовский («Князь Игорь», 1934), Р. В. Захаров («Иван Сусанин», 1959), Л. М. Лавровский («Фауст», 1949), Ю. Н. Григорович («Руслан и Людмила» Глинки, 1972) и др.
Литература: Друскин М.С., Вопросы музыкальной драматургии оперы, Л., 1952; Ярустовский Б.М., Драматургия русской оперной классики, М., 1953; Красовская В.М., Русский балетный театр второй половины XIX века, Л. — М., 1963; Ванслов В.В., Опера и ее сценическое воплощение, М., 1963.
В. В. Ванслов
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.