
Траэтта, Томмазо (итал. Tommaso Traetta; 30 III 1727, Битонто, близ г. Бари — 6 IV 1779, Венеция) — итальянский композитор.
В 1738–48 учился в консерваториях «Деи повери ди Джезу Кристо», «Санта-Мария ди Лорето», «Сант-Онофрио, а Капуана» в Неаполе у Л. Лео и Ф. Дуранте. Успех оперы Траэтты «Фарначе» (1751, Неаполь) определил его путь как главным образом оперного композитора. В 1758–65 служил капельмейстером и учителем пения при дворе регента Пармы, писал музыку для Пармы и других городов Италии, а также для придворного театра в Вене. В некоторых произведениях этого периода («Софонизба», 1762; «Ифигения в Тавриде», 1763) сказалось стремление к реформе оперы.
В 1765–68 директор оспедалетто (консерватории) «Санти-Джованни э Паоло» в Венеции; с 1768 придворный капельмейстер в Петербурге. Для петербургской сцены Траэтта переработал некоторые из своих ранее написанных опер («Необитаемый остров», 1769; «Олимпиада», 1769; «Антигон», 1770), изменив оркестровку (усилил звучание оркестра), увеличив роль хора и ансамблей.
Высшее творческое достижение Траэтты — опера «Антигона» (по трагедии Софокла, 1772), отличающаяся драматургической цельностью и напряжённостью развития. В кульминационных моментах действия музыка достигает большой силы выражения, хотя ни либреттист, ни композитор не смогли передать суровый строй чувств античной трагедии, сюжет трактован ими в духе сентиментальной драмы. К петербургскому периоду относятся также мифологическая пастораль «Амур и Психея» (1773) и опера-сериа «Луций Вер» (1774). В 1775 из-за болезни Траэтта покинул Петербург, некоторое время жил в Лондоне, в 1777 вернулся на родину (жил в Неаполе, Венеции).
Оперное наследие Траэтты обширно. Он писал оперы на либретто крупнейших драматургов своего времени — П. Метастазио («Покинутая Дидона», «Олимпиада», «Демофонт», «Антигон», «Семирамида» и др.), А. Дзено («Луций Вер», «Меропа»), К. Гольдони («Джермондо»), М. Кольтеллини («Ифигения в Тавриде», «Антигона», «Амур и Психея») и др.
Оставаясь в рамках традиционных форм оперы-сериа, Траэтта стремился придать своим произведениям большую драматическую осмысленность и подчинить их единому, последовательно развивающемуся драматургическому замыслу. Отдельные номера он объединял в большие сцены, включающие сольные арии, речитативы accompagnato, ансамбли и хоры. Иногда такие сцены строились им по типу развитых ансамблей оперы-буффа. В сольных номерах Траэтта предпочитал форме aria da capo небольшие номера типа каватины.
В его операх возросла роль оркестра. Использовал приёмы мотивного развития, характерные для композиторов мангеймской школы. В опере «Ифигения в Тавриде» Траэтта сумел, по словам Г. Аберта, «продвинуться до самых ворот глюковской музыкальной драмы».
Оперы-буффа Траэтты, несмотря на их традиционность (в этом жанре он не сказал нового слова), пользовались успехом благодаря мелодической яркости и живости музыки. Помимо опер, Траэтта написал также мессу, 2 Miserere, Stabat mater и несколько других церковных произведений.
Сочинения:
оперы-сериа — Аэций (1757, «Театро делле даме», Рим), Покинутая Дидона (Didona abbandonata, 1757, театр «Сан-Мойзе», Венеция), Олимпиада (1758, театр «Филармонико», Верона; 2-я ред. 1769, Эрмитажный театр, Петербург), Демофонт (1758, Мантуя), Сулейман (Solimano, 1758, «Театро дукале», Парма), Ипполит и Арисия (1759, там же), Армида (1761, «Бургтеатр», Вена), Зенобия (1762, театр «Арджентина», Рим), Софонизба (1762, Придворный театр, Мангейм), Ифигения в Тавриде (1763, Вена), Антигон (1764, театр «Нуово», Падуя; 2-я ред. 1770, Эрмитажный театр, Петербург), Семирамида (1765, театр «Сан-Кассиано», Венеция), Антигона (1772, Эрмитажный театр, Петербург), Меропа (1776, театр «Реджо дукале», Милан); комические оперы и интермедии — Счастливые пастухи (I pastori felici, 1753, Неаполь), Хитрая служанка (La fante furbo, 1756, театр «Нуово», Неаполь), Служанки соперницы (Le serve rivali, 1766, театр «Сан-Мойзе», Венеция), Джермондо (1776 или 1777, Лондон), Странствующие кавалеры (I cavalieri erranti, 1778, театр «Сан-Мойзе», Венеция); серенады — Празднества Гименея (Le feste d’Imeneo, 1760, «Театро реале», Парма), Необитаемый остров (L’isola disabitata, 1768, театр «Комунале», Болонья; 2-я ред. 1769, Петербург); церковная музыка — месса (1765), оратория «Царь Соломон» (Rex Solomone, 1766), 2 Miserere, Stabat Mater и др.; для оркестра — 4 симфонии, увертюра, дивертисмент Четыре времени года и двенадцать месяцев (Le quattro stagioni е i dodici mesi dell anno, для 4 оркестров, 1770), и др.
Издания: (Отрывки из опер «Фарначе», «Тинтариди», «Ифигения в Тавриде». «Софонизба», «Празднества Гименея», «Антигона»), hrsg. von H. Goldschmidt, «DTB», 1914, Jahrg. 14, Bd 1, Jahrg. 17, Bd 2; Antigone, hrsg. von A. Rocchi, (Firenze, 1962); (арии из опер «Антигона» и «Покинутая Дидона»), в сб.: Arie antiche, v. 1, 3, Mil., (s. a.).
Литература: Сapruzzi v. , Traetta e la musica, Napoli, 1878; Goldschmidt H., Traettas Leben und Werke, «DTB», 1914, Jahrg. 14, Bd 1; Kretzschmar H., Geschichte der Oper, Lpz., 1919 (рус. пер. — Кречмар Г., История оперы, Л., 1925); Nuоvo A., T. Traetta, Roma, 1922; Della Corte A., Duni, Traetta, Sacchini, в его кн.: Opera comica italiana nel’1700, v. 1, Bari, 1923; Bonaventura A., T. Traetta, «Pensiero musicale», 1927, No 4–5; Damerini A., Un precursore italiano di Gluck: Tommaso Traetta, «Il pianoforte», 1927, v. 7, No 7; Mooser R. A., Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIIIe siиcle, t. 2, (Gen., 1951); Schlitzer F., T. Traetta, L. Leo, v. Bellini, Siena, 1952; Sarаcino E., Tommaso Traetta, Bitonto, 1954; Casavola F., Tommaso Traetta di Bitonto, La vita e le opere, Bari, 1957; Bloch H., T. Traetta’s contribution to the reform of italian opera, в кн.: Collectanea historiae musicae, v. 3, Firenze, 1963; Вinetti D., Tomaso e Filippo Trajetta (Traetta). Nella vita e nell’arte, (Pabo del Colle, 1972); Суr M., Rameau e Traetta, «Nuova rivista musicale italiana», 1978, No 2.
Ю. В. Келдыш
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.