
Непросто сложилась судьба первого китайского пианиста, которому суждено было снискать мировую славу. Он родился и вырос в Шанхае, в семье высокообразованного литератора, переводившего на родной язык произведения французской классики. С детства мальчик воспитывался в европейском духе, изучал наряду с отечественным искусством также культуру далекой Европы, в 1944–1948 годах занимался музыкой частным образом с жившим в Китае итальянским пианистом Марко Пачи. После победы революции одаренность юного Фу Цонга была замечена, он начал выступать с концертами, совершенствовался некоторое время под руководством опытного педагога А. Бронстейн.
В 1953 году Фу Цонг совершил первую большую поездку по Европе в составе Ансамбля песни и пляски КНР, тогда же принял участие в конкурсе пианистов Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Бухаресте, заняв там третье место. Талант его был очевиден, но профессионализма все же явно недоставало. И в 1954 году Фу Цонг получил направление в Варшавскую консерваторию, где поступил в класс профессора 3. Джевецкого — одного из корифеев польской фортепианной педагогики. Джевецкий сразу же начал готовить своего нового студента к участию в очередном — Пятом шопеновском конкурсе. Фу Цонг выступил блестяще, завоевав третью премию и премию Польского радио за исполнение мазурок.
В 1958 году молодой, но уже известный пианист закончил учебу и начал систематическую концертную деятельность. Перед ним открывались, казалось, необъятные перспективы. Но вскоре над его родиной начали сгущаться тучи культурной революции, и Фу Цонг решил не возвращаться в Китай. С тех пор он живет в Европе, гастролирует по всему миру, а особенно горячей любовью пользуется в Польше, где выступает почти ежегодно. Лишь с конца 70-х годов Фу Цонг вновь выступает на родине и ведет там курсы фортепианного мастерства.
За три с лишним десятилетия самостоятельной концертной деятельности творческий облик артиста претерпел значительную эволюцию. В первые годы лауреат Шопеновского конкурса привлекал прежде всего юношеской свежестью восприятия и передачи музыки, поэтическим обаянием, подчас даже чрезмерным лиризмом игры. Основу его репертуара составляла музыка двух авторов — Моцарта и Шопена. Его отличала своеобразная фразировка, которую один из критиков сравнил с традиционной китайской манерой рисунка тушью — настолько четко выявлял он каждую мелодическую линию, каждую фразу.
С течением времени игра музыканта заметно изменилась, возмужала. Перехлестывающий через край лиризм сменился мужественностью, зрелой сбалансированностью исполнения, звук стал более полным. Трактовки, потеряв элемент неожиданности, приобрели более продуманный, оправданный и цельный характер. Заметно раздвинулись и его репертуарные горизонты. Наряду с Шопеном и Моцартом в его исполнении особенно часто звучат и классики (Гендель, Скарлатти), и романтики (Брамс и Бетховен), и композиторы XX века (Дебюсси, Стравинский).
Особенно своеобразно исполняет Фу Цонг музыку XVIII века, выявляя в ней все тонкости, которые так часто ускользают от внимания других пианистов. Что касается Генделя, то едва ли кто-либо из современных пианистов способен достигать в его музыке такой выразительности, красочности и прозрачности фактуры, как Фу Цонг. Но наряду с этим, его любимыми авторами остаются по-прежнему Моцарт и Шопен. Десятки их произведений записаны им на пластинки, исполняются в концертных программах, принесли ему наибольшую известность. Примечательно, что когда спустя десять лет после его варшавского успеха такую же премию за исполнение мазурок получила Марта Аргерих, то на вопрос: «Где вы научились так превосходно играть мазурки?» она ответила: «Я слушала, как их исполняет Фу Цонг»…
Л. Григорьев, Я. Платек
Источник: Современные пианисты, 1990 г.