Тамаш Вашари

Дата рождения
11.07.1933
Профессия
Страна
Венгрия

В плеяде пианистов поколения 30-х годов имя этого артиста рано обратило на себя внимание и никогда не терялось. Но удивительное дело: его интенсивная концертная деятельность всегда — почти с самого начала — сопровождается шумным успехом у публики и единодушно сдержанным отношением критики. Впрочем, тут нет особого секрета: игра Тамаша Вашари была и остается эффектной, гармоничной, но вместе с тем с годами в ней ощущается во все большей мере отсутствие по-настоящему яркой индивидуальности, содержательности.

В молодости, впрочем, этот контраст, естественно, ощущался куда меньше, на первый план выступали чисто пианистические достоинства артиста, и они приносили ему успех.

Заниматься музыкой он начал с 6 лет в родном Дебрецене, и здесь же два года спустя состоялся его артистический дебют — сначала с оркестром (Концерт ре минор Моцарта), затем в сольной программе. В 1945 году вундеркинд стал студентом будапештской Академии имени Листа, где обучался у Л. Хернади и И. Гата и вскоре заслужил стипендию Листовского общества. Трудности послевоенных лет препятствовали планомерной учебе: приходилось зарабатывать на жизнь частными уроками, игрой в балетных классах; на какое-то время он даже вынужден был прервать занятия. Но одаренного музыканта поддержали 3. Кодай и А. Фишер; в 1954 году он вернулся в Академию музыки, получил диплом, стал преподавателем гармонии. Тогда же Вашари дал свой первый концерт в Будапеште с Государственным филармоническим оркестром. Надо заметить, что конкурсные успехи молодого артиста были сравнительно скромны: высшее достижение — VI премия в 1956 году в Брюсселе. Но тем не менее, со второй половины 50-х годов кривая его успехов резко пошла вверх. Очень скоро его узнала и признала публика во всех странах Европы, а затем и в США, где он впервые гастролировал в 60-х годах.

Долгое время известность Вашари основывалась на исполнении музыки Листа, в которой вполне проявились его незаурядная виртуозность, легкость и стилистическая чуткость. В то же время отчетливо проступала и ограниченность творческих возможностей артиста: критики отмечали, что в музыке XVII–XVIII веков (Бах, Моцарт и др.) он чувствует себя «не в своей тарелке», его исполнению сонат Бетховена недостает интеллектуальной и эмоциональной сосредоточенности, а интерпретации Шопена — полнокровности чувств.

С тех пор прошло более четверти века, и, как ни странно, картина мало изменилась. Бесспорно, это зрелый, на редкость «сбалансированный» артист с большим репертуаром и не менее широкими техническими возможностями. Ему в равной степени доступны самые различные сферы музыки — от классиков до композиторов первой половины XX века; в его игре никогда не отмечается вульгарности, дурного вкуса, нет и налета шаблона и ограниченности. Но вместе с тем все эти достоинства как бы затушевываются той «обезличенностью почерка», которую подметил один английский критик после исполнения им цикла концертов Моцарта. Характерны в этом отношении и отзывы на его интерпретацию концертов Рахманинова (все они записаны артистом на пластинки).

Сравнивая его интерпретацию с уже имеющимися записями, М. Мейер (ФРГ) приходит к такому выводу: «Его вклад в разработку этой темы нельзя признать ни весомым, ни интересным. И причина этого кроется не в пианистических особенностях игры — тут Вашари, хотя и не хватает звезд с неба, но способен привнести в интерпретацию свой традиционный блеск». Недостатки же записи критик видит в преувеличенном пафосе, в излишне свободном обращении с темпами, словом, в «возвращении к той салонности, которой мы сыты по горло». Но, справедливости ради, следует сказать, что исполнение пианистом листовской музыки, особенно концертов, и по сей день вызывает восторг аудитории.

Последнее время Вашари не ограничивается пианистической деятельностью. Как и многие его коллеги, он все больше времени посвящает дирижированию, в конце 70-х годов возглавил оркестр «Норзерн симфониа» в Англии. Нередко он теперь совмещает свои две специальности, играя и дирижируя классические концерты одновременно.

Л. Григорьев, Я. Платек
Источник: Современные пианисты, 1990 г.

реклама

вам может быть интересно

Леонидас Кавакос Инструменталисты

рекомендуем

смотрите также

Томазо Альбинони Композиторы
Борис Осипович Сибор Инструменталисты
Габор Габош Пианисты
Фу Цонг Пианисты
Умберто Джордано Композиторы
Богуслав Мартину Композиторы

Реклама