«Театр Вельки» (Большой театр) в Варшаве

Город
Варшава
Год основания
1833
Тип
«Театр Вельки» (Большой театр) в Варшаве

«Большой театр — Национальная опера», также «Театр Вельки» (пол. Teatr Wielki – Opera Narodowa) — оперный театр в Варшаве.

Варшава — один из старейших центров мирового оперного искусства. Еще в 1621 году — вскоре после зарождения этого жанра — здесь состоялись первые оперные спектакли, а спустя 16 лет был воздвигнут театр, предназначенный специально для оперных трупп, приезжавших на гастроли. С 1725 года существовала уже постоянная оперная труппа, спектакли которой проходили в новом здании театра «Операльни», а в 1765 году был основан Национальный оперный Большой театр, предшественник существующего ныне. В нем наряду с иностранцами выступали и польские артисты; уже в 1778 году прозвучала здесь и первая польская опера — «Счастливая бедность» М. Каменьского.

В ту пору оперные спектакли в Варшаве — раньше, чем в большинстве других городов Европы — стали публичными и привлекали внимание довольно широкого круга горожан. Они особенно горячо встречали своих любимцев — талантливых польских певцов Д. Качковского, А. Трусколавскую, К. Дроздовскую, М. Ясиньскую, Ю. Добрского, П. Риволи и других. На протяжении четверти века (1799 — 1824) театром руководил видный композитор Ю. Эльснер. Все это подготовило почву для создания большого оперного театра, который был построен по проекту архитектора А. Корацци и торжественно открыт в 1833 году.

С первых же лет театр стал подлинным центром польской музыкальной культуры. Наряду с классикой, здесь ставятся и произведения польских авторов — К. Курпиньского, Я. Стефани и, конечно, Ст. Монюшко, который стоял во главе труппы в конце 50-х годов, когда впервые увидели свет рампы его оперы «Галька» и «Графиня».

К концу 19 века театр уже выдвинулся в число ведущих европейских оперных коллективов. Здесь выросла целая плеяда талантливых певцов» среди которых были всемирно известные мастера — Я. и Э. Решке, Б. Довяковская, Л. Матушевский, Ю. Ходаковский. В годы первой мировой войны театр был закрыт и возобновил свою деятельность в 1919 году. За последующие два десятилетия труппа театра, которой руководили такие замечательные дирижеры, как Э. Млынарский и Г. Фительберг, добилась немалых успехов. Особенно важной заслугой театра была постановка большинства значительных произведений польских авторов XX века — К. Шимановского, Л. Ружицкого, 3. Носковского и других.

Фашистская оккупация прервала деятельность Варшавской оперы. В конце войны театр был разрушен захватчиками. Пришлось все создавать заново: собирать труппу, накапливать репертуар, возрождать традиции. Благодаря поддержке народной власти театр уже вскоре после освобождения возобновил свою деятельность и сумел быстро восстановить былую славу. Оперная и балетная труппы с успехом выступают во многих странах, широким признанием пользуются лучшие солисты театра — певцы Б. Ладыш, Б. Папроцкий, Э. Коссовский, В. Охман, певицы А. Малевич, Б. Неман, К. Щепаньска, а также его главный дирижер Э. Гужиньский.

Еще в 50-х годах было принято решение о восстановлении здания Большого театра. В ноябре 1965 года вновь зажглись огни грандиозного, построенного по последнему слову техники Варшавского Большого театра. Два года спустя на его сцене прошли триумфальные гастроли московского Большого театра, а в это время «хозяева» варшавского театра столь же успешно выступали в Москве.

Л. Григорьев, Я. Платек, 1972 год


«Театр Вельки», около 1900 г.

Польский государственный театр оперы и балета («Театр Вельки», Teatr Wielki) — ведущий музыкальный театр в Польше. История возникновения музыкального театра в Польше восходит к 1-й половине 17 века. В 1724 в Варшаве было построено театральное здание — «Операльня I». На сцене «Операльни II» (построена в 1748) состоялись первые представления постоянной польской труппы.

В 1765 был открыт Национальный театр («Театр Народовы»), который ставил драматические и музыкальные спектакли. В 1778 поставлена первая польская комическая опера — «Осчастливленная нищета» Каменьского (либретто В. Богуславского). В 1779 для Национального театра построено специальное здание (архитектор Б. Солари). В 1794 поставлена опера «Краковяне и горцы» Я. Стефани (либретто В. Богуславского). Среди первых певцов театра — С. Дешнер, Д. Качковский, А. Трусколаская.

В 1825–33 было сооружено новое театральное здание (архитектор А. Корацци), названное «Театр Вельки» (Большой театр). Открыт в 1833 оперой «Севильский цирюльник». Здесь стали выступать оперная и балетная труппы (первоначально наряду с драматической).

Важный вклад в развитие польского национального оперного театра внесли режиссёр, актёр, антрепренёр В. Богуславский, возглавлявший театр в 1783–1814 (с перерывами), а также композиторы и дирижёры Ю. Эльснер (капельмейстер в 1799–1824 и директор театра) и К. Курпиньский (с 1810 второй дирижёр, возглавлял театр в 1824–40). Они расширили репертуар театра за счёт произведений польских композиторов (в т. ч. собственных сочинений), а также произведений В. А. Моцарта, Дж. Паизиелло, Д. Чимарозы, Л. Керубини, К. М. Вебера, Дж. Россини и др.

Особое значение имела деятельность композитора С. Монюшко (дирижёр и директор в 1858–72), утвердившего в театре национальный репертуар; в этот период театр ставит его оперы — «Галька» (1858), «Графиня» (1860), «Зачарованный замок» (1865), «Пария» (1869). Среди исполнителей — певцы Ю. Добрский, Б. Довяковская, А. Жулковский, Л. Матушиньский, П. Риволи, Ю. Ходаковский и др.

Высоким художественным уровнем отличались спектакли под рук. Э. Млынарского (дирижёр в 1898–1903, директор в 1919–29), осуществившего постановки лучших польских опер, в т. ч.: «Галька» (1898); «Хагит» (1921) и «Король Рогер» (1926) Шимановского, «Казанова» Ружицкого (1923) и др., а также произведений зарубежных авторов, в т. ч. Р. Вагнера, Р. Штрауса, И. Ф. Стравинского. На сцене театра выступали певцы — Ю., Я. и Э. Решке, В. Межвиньский, С. Крушельницкая, А. Сари, А. Дидур, Т. Лелива, Я. Королевич-Вайдова, Я. Кепура, Э. Бандровска-Турска и др., из зарубежных мастеров гастролировали М. Баттистини, Э. Карузо, Т. Даль Монте, Т. Скипа, Ф. Таманьо, Ф. И. Шаляпин и др.

В годы 2-й мировой войны 1939–45 здание театра было разрушено при бомбардировке, с 1945 труппа выступала на разных сценах. В 1965 спектаклем «Зачарованный замок» театр открылся в основном здании (реконструировано по проекту Б. Пневского). С 1968 существует вторая сцена — Зал им. Эмиля Млынарского (Sala im. Emila Mlynarskiego).

В репертуаре театра — классические произведения и сочинения современных польских и зарубежных композиторов, в т. ч. И. Ф. Стравинского (известность получила постановка оперы «Царь Эдип», 1960), Б. Бриттена, П. Хиндемита, Дж. К. Менотти, Л. Ноно. В числе лучших спектаклей 60-70-х гг.: «Борис Годунов»; «Дьяволы из Людена» Пендерецкого, «Зачарованный замок» Монюшки. Ставились балеты, в т. ч. «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта»; «Весна священная» и «Петрушка» Стравинского, «Дафнис и Хлоя» и «Болеро» Равеля. С балетной труппой работали также советские мастера — Н. М. Дудинская, К. М. Сергеев, А. М. Мессерер и др.

В 1960-70-е гг. в театре выступали: певцы — Б. Ладыш, А. Коссаковская, Б. Папроцкий, В. Охман, А. Хёльский, К. Щепаньская; солисты балета — В. Груца, З. Килиньский, М. Кшишковская, Б. Олькушник, З. Счалковский, С. Шиманьский, Э. Яронь. Худ. рук. и дирижёр (с 1973) — А. Вихерек, гл. художник — А. Маевский.

Театр гастролирует в других странах, в т. ч. неоднократно выступал в СССР (с 1952).

Литература: Бэлза И., История польской музыкальной культуры, т. 1–3, М., 1954–72; Вiеganski P., Teatr Wielki w Warszawie, Warsz., 1961; Teatr Wielki w Warszawie, red. J. Kanski, Warsz., 1965; Teatr Wielki. 25 lat Opery Warszawskiej w Polsce Ludowej. 1945–1970, Warsz., 1970.

И. И. Свирида
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


«Театр Вельки» (Большой театр) в Варшаве, 1839 год

Польский «Театр Вельки» (Teatr Wielki) (Большой театр в Варшаве) — открыт в 1833. На протяжении 19 в. при театре существовала балетная труппа, возглавлявшаяся итальянскими балетмейстерами. В 1843 — 53 (с перерывами) в театре работал Ф. Тальони, который поставил романтический балет «Индийское утро» Стефани. Вместе с Тальони здесь работал польский балетмейстер Р. Турчинович, поставивший «Жизель» (1848), «Эсмеральду» (1851), «Пахиту» (1854), национальный балет «Окрестность под Кельцами» Стефани (1846).

В театре часто выступали иностранные танцовщики: М. Тальони, К. Гризи, большое влияние на формирование польского балетного театра оказали гастроли русских артистов: Н. Богдановой, А. Ф. Бекефи, Н. Г. Легата, А. П. Павловой, Т. П. Карсавиной и др. Балетм. Л. И. Иванов поставил здесь «Привал кавалерии» (1897, по М. И. Петипа), М. М. Фокин — «Шопениану» и «Евнику» Щербачёва (1908).

В 1917 при польском «Театре Вельки» балетмейстер П. Зайлих создал балетный коллектив. Были поставлены «Пан Твардовский» (1921); «Байка» Роговского (1923), «Свитезянка» Моравского (1931) и др. Возобновлялись старые балеты («Жизель», «Коппелия» и др.), ставились балеты из репертуара антрепризы С. П. Дягилева («Шехеразада», «Петрушка», «Дафнис и Хлоя» и др.). Помимо Зайлиха в польском «Театре Вельки» работали балетмейстеры Э. Курыло (1925 — 26), Ф. Парнель (1927 — 29), Я. Цеплиньский (1934 — 1935), М. Тяновский (1935 — 38); ведущие артисты — X. Шмольцувна, И. Шиманьская, З. Домбровский, С. Балишевский.

Во время 2-й мировой войны 1939 — 45 польский «Театр Вельки» сгорел. В 1945 в Варшаве была создана Музыкально-оперная сцена, имевшая небольшую балетную труппу, в 1948 она объединилась с филармонией, а в 1949 преобразована в Государственную оперу, явившуюся базой при открытии вновь отстроенного в 1965 польского «Театра Вельки». В балетной труппе работали балетмейстеры В. Шаевский (1964 — 67), В. Груца (1967 — 68; в 1975 — 78 — главный балетмейстер), С. Мищик (1968 — 70), ведущая танцовщица М. Кшишковская (с 1970 она же рук. балетной труппы). Солисты: танцовщицы — Б. Коцёлковская, Э. Яронь, Б. Влодарчик, Я. Галиковская, Э. Гловацкая, Б. Олькушник, Д. Пясецкая, Б. Райская, И. Рыбарская, Б. Сер, Р. Смукала; танцовщики — С. Шиманьский, Е. Грачик, Р. Кравуцкий, Я. Смолиньский, З. Цвиоро, М. Анджейчак, Е. Баранкевич, И. Вишневский.

В первые послевоенные годы ставились, помимо национальных балетов «Пан Твардовский» и «Харнаси», одноактные балеты. С 50-х гг. в репертуар включались также классические и современные многоактные произведения: «Лебединое озеро», «Жизель», «Ромео и Джульетта»; «Мазепа» Шелиговского, «Каменный цветок» и др.

В 1-й половине 60-х гг. наметилось стремление обновить репертуар. Среди спектаклей, созданных в эти годы иностранными балетмейстерами А. Родригесом и Ф. Адре: «Весна священная» и «Орфей» Стравинского, «Дафнис и Хлоя», «Треуголка»; «Красный плащ» Ноно. Появились балеты, поставленные молодым польским балетмейстером В. Груцей, преимущественно на музыку польских композиторов: «Волшебная корчма» Шаловского (1962), «Ожидание» Блёха (1964), «Ад хоминем» («Ad hominem») Вишневского (1964), а также «Карнавал» (1975); «Третья симфония» на муз. Бёрда (1916), «Станислав и Анна Осьвенцимы» на музыку Карловича (1976), «Маскарад» на муз. Хачатуряна (1979) и др.

Пополнение труппы новыми молодыми артистами способствовало введению в репертуар более сложных и разнообразных по жанрам произведений. Наряду с классикой («Дон Кихот», «Коппелия») и произведениями советских композиторов («Золушка», «Ромео и Джульетта», «Спартак») ставятся одноактные балеты: «Франческа да Римини» на музыку Чайковского (1968), «Фантастическая симфония» на музыку Берлиоза и «Болеро» (балетмейстер В. Борковский), «Вальс» на музыку Равеля и «Чудесный мандарин» (балетмейстер Ж. Лаззини), «Петрушка» (балетмейстер Л. Вуйциковский), «Фрекен Юлия» и «Лунный олень» Рисагера (балетмейстер Л. Кульберг) и др.; новые произведения польских композиторов: «Скульптуры мастера Петра» Твардовского (1972), «Вожделение» Бацевич (1973), комический балет «Очень спящая красавица» Блёха (1974).

В польском «Театре Вельки» имеется Камерный зал им. Э. Млынарского, в котором с 1968 ставятся экспериментальные балеты молодых балетмейстеров; здесь начали свою деятельность М. Бохенек, Е. Макаровский и М. Компе.

Литература: 25 lat Opery Warszawskiej w Polsce Ludowej. 1945 — 1970, Warsz., 1970.

И. Турска
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

реклама

вам может быть интересно

Конкурс артистов балета «Арабеск» Фестивали, конкурсы, премии

Словарные статьи

Польская музыка 12.01.2011 в 11:04
Польский балет 14.07.2011 в 16:28

рекомендуем

смотрите также

Конкурс оперных певцов «Опералия» Фестивали, конкурсы, премии
Конкурс имени Чайковского Фестивали, конкурсы, премии
Государственная премия СССР Фестивали, конкурсы, премии
Английский Баховский фестиваль Фестивали, конкурсы, премии
Театр «Ла Скала» Театры и залы
Шаляпинский оперный фестиваль Фестивали, конкурсы, премии

Реклама