Николай Сергеевич Жиляев

Дата рождения
18.10.1881
Дата смерти
20.01.1938
Профессия
Страна
СССР
Николай Сергеевич Жиляев

Жиляев Николай Сергеевич (6 (18) X 1881, Kурск — 20 I 1938) — советский музыкальный теоретик, композитор, текстолог и педагог.

С детских лет проявил музыкальную одарённость. B 1896–1900 занимался по композиции у С. И. Танеева, был одним из его любимых учеников. B 1905 окончил Московскую консерваторию по классу свободного сочинения у М. М. Ипполитова-Иванова, в 1906 обучался в консерватории игре на органе y Л. И. Беттинга.

B 1907 совершил кругосветное путешествие, посетил в Норвегии Э. Грига, был страстным почитателем его творчества. Избран членом Лондонского географического общества. Возвратившись в Mоскву, сотрудничал в качестве музыкального критика в журналах «Золотое руно» (1907–09, псевдоним Н. Ж.), «Московский еженедельник» (1910), «Музыка» (1912), газете «Руль» (1909–14, псевдоним Peer Gynt) и др.

Выступал как пианист-ансамблист на «Музыкальных выставках» М. А. Дейши-Cионицкой.

Был одним из музыкантов, наиболее близких к А. Н. Скрябину в последние годы его жизни; корректировал c ним ряд его сочинений (8, 9, 10-я фортепианные сонаты и др.). C 1911 член общества «Музыкально-теоретическая библиотека». В эти годы начал педагогическую деятельность (среди его учеников этого периода А. Н. Станчинский, С. Е. Фейнберг, Ан. Н. Александров). В годы Гражданской войны 1918–20 Жиляев — библиограф при штабе М. Н. Тухачевского (его близкого друга и ученика). В 1922–26 сотрудник музыкально-аналитической лаборатории ГАХН, непременный член её музыкальной секции; участвовал в работе исторической секции ГИМНa. Был заместителем председателя Общества друзей музея А. Н. Скрябина. Состоял членом редколлегии Музыкального сектора Госиздата.

Как член комиссии Госиздата по редактированию сочинений Скрябина проделал большую работу по уточнению и очищению от опечаток нотных текстов ранее изданных фортепианных сочинений и подготовке к печати ряда неопубликованных произведений. Ему принадлежат переложения для фортепиано оркестрового Allegro Cкрябина (изд. в 1929 под названием «Симфоническая поэма для оркестра») и первая публикация его. B этих работах проявился блестящий талант Жиляева — музыкального текстолога, глубокого музыкального аналитика. Oпубликовал юношескую симфонию К. Дебюсси (1933).

В 1926–30 и 1933–37 Жиляев — профессор по классу композиции Московской консерватории. Как педагог оказал большое влияние на творческое формирование многих советских композиторов. Стремясь отойти от узко профессиональных методов обучения, Жиляев уделял большое внимание сравнительному анализу со смежными искусствами.

Cамобытная личность Жиляева, острота его аналитического ума, необычайно разносторонняя эрудиция и поразительное знание мировой музыкальной литературы создали ему огромный авторитет. У него учились многие советские музыканты, в т. ч. А. С. Абрамский, В. А. Белый, Е. К. Голубев, Д. В. Житомирский, К. П. Кондрашин, Л. К. Книппер, С. А. Кац, С. Н. Ряузов, Я. С. Солодухо, А. Э. Спадавеккиа, С. Ю. Урбах, В. Г. Фере, А. И. Хачатурян.

Критическая деятельность Жиляева охватывает период c 1907 по 1924. B поле его зрения — все наиболее яркие и значительные творческие явления. Его статьи о Н. А. Римском-Корсакове, Э. Григе, Р. Вагнере, С. В. Рахманинове, А. Н. Скрябине, С. С. Прокофьеве отличаются содержательностью высказываний, остротой характеристик, смелой постановкой вопросов.

Одна из лучших работ Жиляева — «Xарактерные черты творчества Прокофьева» (1924). Он был мастером небольших нотографических заметок, публиковавшихся в журнале «К новым берегам», «Современная музыка», «Музыкальная новь», «Музыка и революция». Oригинальной работой Жиляева (совместно c Н. А. Метловым) является «Музыкальная хрестоматия» (вып. 1–3, M., 1925–28), составленная из точных, выверенных по партитурам образцов симфонической и оперной музыки.

Композиторское творчество Жиляева относится к раннему периоду его музыкальной деятельности (1905–09). В дальнейшем, несмотря на большие творческие задатки, он отошёл от композиции. П. И. Юргенсоном были опубликованы несколько его произведений (фортепианные пьесы, романсы, детские песни).

Сочинения: H. A. Pимский-Kорсаков, «Золотое руно», 1908, No 7–9; Oб опере вообще (по поводу пост. «Золотого петушка»), там же, 1909, No 10; Bанда Ландовска и старинная музыка, «Pуль», 1909, No 153, c. 3; A. H. Cкрябин и его творчество, там же, 1909, No 159, c. 3; C. B. Pахманинов в филармонии, там же, 1909, р168, c. 3; Pихард Bагнер и его «Hюренбергские мейстерзингеры», там же, 1909, No 189, c. 2–3; Шопен и Шуман (параллель), «Mосковский еженедельник», 1910, No 30; Музыка Грига к драматической поэме Ибсена «Пep Гюнт», «Музыка», 1912, No 98; Действительно ли на Верди отразилось влияние Bагнера (Пo поводу юбилея Верди), «Mаски», 1913–1914, No 2; Цезарь Франк, «Музыка», 1922, No 4 (совм. c K. A. Kузнецовым); K вопросу o подлинном тексте сочинений Cкрябина, «Музыкальная новь», 1923, No 1; характерные черты творчества Прокофьева, в сб.: История русской музыки в исследованиях и материалах, т. 1, M., 1924, c. 125–33, и др.

Литература: Голубев Г., Hиколай Cергеевич Жиляев, в сб.: Bыдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Mосковской консерватории, M., 1966, c. 58–62, Памяти H. C. Жиляева,«CM», 1970, No 8, c. 95–101; Добровейн M., Cтраницы жизни Исая Добровейна, M., 1972, c. 42–43.

И. М. Ямпольский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама