Вы, конечно, знаете, как называются семь основных звуков: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Однако названия эти появились позднее, чем буквенные. Латинские буквы начали применять в Европе для обозначения звуков с X века. При этом самый низкий из употреблявшихся тогда в пении звуков — ля — стали называть первой буквой латинского алфавита — A. В восходящем порядке звуки располагались так:
А (ля), В (си-бемоль), С (до), D (ре), Е (ми), F (фа), G (соль). Когда же появилась необходимость петь не только си-бемоль, но и более высокий звук, си, его назвали следующей буквой — Н.
Для обозначения альтерированных звуков стали применять слоги is (повышение на полтона) и es (понижение). Таким образом, звук до-диез в буквенном обозначении cis, а ре-бемоль — des; звук соль-дубль-диез — gisis, а соль-дубль-бемоль — geses. Исключение составляют ми-бемоль, ля-бемоль и си-бемоль. Они, соответственно, обозначаются через es, as и b.
С буквенными обозначениями можно встретиться, слушая концерт; часто исполняемое произведение объявляют так: Соната cis-moll, Полонез As-dur, Мазурка a-moll… Dur здесь означает мажор, moll — минор. Таким образом, cis-moll — до-диез минор, As-dur — ля-бемоль мажор. При буквенном обозначении мажорные тональности принято писать с заглавной буквы, а минорные — со строчной.
Л. В. Михеева