Город женщин

Обзор событий летнего фестиваля балета в Гамбурге

Впервые мне выпал случай описать Гамбург — конечно, речь пойдет о его знаменитой балетной труппе, работающей под руководством Джона Ноймайера, и традиционном фестивале Hamburger Ballett Tage — как город женщин. Пять финальных дней фестиваля, которые я провела в Гамбурге, прошли под знаком выступлений замечательных балерин — к великому сожалению, фестиваль зафиксировал их прощание со сценой. К счастью, пока не всех.

Ноймайер выпустил за прошедший сезон всего две премьеры. Это мало, если учесть, что одна из них, а именно балет «Русалочка», уже был сыгран в Копенгагене в 2005 году. И еще — у Ноймайера уже был балет «Ундина», по замыслу также восходящий к андерсеновской «Русалочке». Ноймайер всегда идет от музыки, а в качестве музыки он выбрал еще не созданную к моменту репетиций нового спектакля партитуру молоденькой американки русского происхождения Леры Ауэрбах. И если верить буклету, то для гамбургской премьеры партитура была заново оркестрована Лерой Ауэрбах по просьбе хореографа — теперь существует так называемая новая редакция музыкального текста «Русалочки».

Определенное снижение творческой мощи Ноймайера сопряжено с уходом из труппы ряда отличных артистов. В прошлом году из Гамбурга в Дрезден переселился Иржи Бубеничек, оставив в печальном одиночестве своего брата-близнеца Отто и серьезно расстроив самого Ноймайера. Но расставания неизбежно случаются, в театре это обычная вещь. Что поделать, если артист почувствовал себя хореографом и хочет попробовать сотворить что-то свое. Стоит отметить, что пока Иржи трудится в Дрездене, танцуя главные премьерские партии все в тех же балетах Ноймайера — так исторически сложилось, что Дрезден долгое время являл собой полигон ноймайеровской хореографии, — тут идут многие спектакли мэтра. Балетное руководство с начала прошлого сезона сменилось, и есть планы на иное соотношение балетов в репертуаре театра. Однако для такого традиционного города, как Дрезден, и такого полного пиетета перед прошлым театра, как Земперская Опера, промедления и раздумья — каким путем пойти? — объяснимое дело. Хотя Аарон Уоткин, нынешний балетный худрук, закрепил за гамбургским танцовщиком право на создание своей хореграфии, и даже официально где-то прописано, что он хореограф в штате, в реальности у Бубеничека попросту нет времени ставить свое, так как он тянет на себе весь репертуар театра. Попав на пару дней в Дрезден, я присутствовала на его «Щелкунчике»; что он будет делать в Дрездене дальше — покажет время, а отсутствие блистательного артиста в Гамбурге было более чем ощутимо — и зимой, когда я приезжала на премьеру «Парсифаля», и летом — на фестивале.

Дивного японца Юкичи Хаттори утянула за собой из Гамбурга подруга-канадка, но не только новая родина позвала. В танцовщике также проснулись инстинкты хореографа, а у Ноймайера с этим строго — креативность приветствуется, а вольнодумство нет. То есть предъявить свой опус на специально проводимом в театре конкурсе или вечере молодых хореографов — это пожалуйста, а вот манкировать репетиционным процессом в пользу постановочной работы на стороне — невозможно.

Ноймайер, рассказывая о «Русалочке», часто ссылается на свой спектакль «Ундина», так как некоторые его находки — например, костюмы в стиле традиционного японского театра но и театра кабуки — наследовала «Русалочка». Исполнительнице заглавной партии Сильвии Аццони пришлось заново учиться ходить «без ног», так как к ее реальным ногам было прикреплено что-то вроде ласт и задрапировано метрами синего шелка. Появление балерины и своеобразные танцы в первом акте стали украшением спектакля, хотя воспринимались скорее на уровне декоративного пятна, чем части хореографии.

На создание балета по этой сказке Андерсена Ноймайера вдохновило участие автора в сюжете. Творец и его творение — этот дуэт волнует Ноймайера, особенно в последних работах — «Чайке», «Смерти в Венеции». Появляется Поэт (как всегда, замечательная работа Ллоида Риггинса) и в «Русалочке», он создает свое «неземное дитя» и сам растворяется в нем. Слезы, пролитые на свадьбе любимого друга, обращаются волнами морскими, а из печали и тоски рождается маленькая русалочка — девушка, обреченная на неравную любовь. Балет с депрессивной музыкой Ауэрбах получился печальным, каким-то обреченным, хотя печаль поэта светла — ведь Русалочка не погибает, не превращается в пену, как грозила ведьма морская, но присоединяется к несущим радость девам воздуха (у Ноймайера Андерсен и Русалочка поднимаются к звездам). Может, в балете многовато метафизики — в музыке, в сложном сюжете, в облике Русалочки. И пространные танцевальные композиции «земного» периода сказки не убеждают в том, что стоило делать из «Русалочки» балет. А может быть, нужно более внимательно слушать музыку и постепенно вникать в замысел Ноймайера. Однако немецкая публика, читающая и прилично разбирающаяся в музыке, новый спектакль скорее поддержала, а к партитуре Ауэрбах проявила должный интерес.

Ассолюта из Милана

Ударной частью фестиваля стала бенефисная для миланской прима-балерины Алессандры Ферри «Дама с камелиями». Алессандра попрощалась со сценой навсегда. Сделала это очень красиво — в роли Маргариты Готье в Гамбурге. Дело в том, что этой зимой Ноймайер как раз переносил «Даму» в Ла Скала и Ферри выбрала прекрасный балет для своих прощальных спектаклей в Милане. Выступить дополнительные два раза в «Даме», с отличным партнером, также звездой итальянского балета, Роберто Болле на самом престижном фестивале балета в Гамбурге было подарком Ноймайера знаменитой балерине. На фестивале традиционно проходит гастроль какого-нибудь театра, но для нынешнего феста Ноймайер решил устроить спектакль-гала, в котором за гастрольную часть отвечали именитые иностранцы — уже упомянутые Ферри и Болле, а также солисты Парижской Оперы — Изабель Сьяравола (Манон) и Кристоф Дюкен (кавалер Де Грие), танцующие одноименные роли в парижской версии «Дамы с камелиями». Но все внимание было отдано Ферри — она умеет привлечь.

Для падких на итальянское немцев выступление Ферри превратилось в сплошной праздник — люди не хотели отпускать балерину, стояли и хлопали полчаса. Я бы более скептически оценила выступление итальянцев в Гамбурге, так как предпочитаю менее эмоциональные трактовки. Когда вышли Ферри и Болле, спектакль на сюжет французского писателя приобрел ярко выраженную итальянскую окраску — специфическая жестикуляция, средиземноморская страсть без границ. Казалось, что помимо танцев артисты еще что-то говорят друг другу, их присутствие на сцене было чуточку чрезмерным. Ученик Михаила Мессерера Роберто Болле потрясал публику четко и чисто исполненными пируэтами и жете, Ферри удивляла немцев подломанными пуантами (это такая маленькая хитрость балерины, помогающая демонстрировать красивый изгиб подъема, но она довольно опасная, так как снижается устойчивость; умение танцевать на таких «пальцах» — удел избранных, Ферри из их числа).

Я много раз видела этот балет в исполнении разных артистов: Марсия Хайде (в записи) привносила сюда терпкий латинский аромат, она была уже в возрасте, когда Ноймайер подарил ей спектакль, спустя тридцать лет Ферри добавила в него ломбардийской витальности и страсти. Но я бы все же выбрала промежуточный вариант — когда артисты труппы Ноймайера, строго следующие слову живого хореографа, делают свой спектакль, играют не самих себя, а персонажей сюжета Дюма. И конечно, юный Матье Ганьо и Клер-Мари Оста в Парижской Опере очень убедительны в роли Маргариты и Армана.

Ферри и Болле появились также на гала-концерте, где станцевали на тему, в которой им на сегодняшний день нет равных, — они показали па де де из «Ромео и Джульетты» в хореографии Амедео Амодио на музыку Берлиоза. Для меня Ферри останется в памяти как Джульетта и Манон номер один в мире, хотя для многих образ Маргариты затмил все предыдущие перевоплощения балерины.

Гамбургские леди

Сильвия Аццони, как уже говорилось, проделала титаническую работу в освоении необычных па Русалочки. Она очень трогательна в этом образе и, к счастью, остается работать в Гамбурге — будем ждать, когда она сыграет этот спектакль со своим мужем и постоянным партнером по сцене Александром Рябко. От их будущего дуэта облик спектакля может стать совсем иным.

А вот другие леди уходят. Во-первых, это Сюзанна Менк, которая не танцевала, но выполняла не менее важную и нужную работу — нотировала балеты Ноймайера. В качестве подарка своей хореологине хореограф предложил ей исполнить роль Нанины в «Даме с камелиями» в дни бенефисных гастролей Ферри, с чем почтенная дама великолепно справилась. Ее имя всегда мелькало в программках, и зрители встретили ее как старую знакомую и воздали должное ее драматическому таланту.

Более чем значимой утратой для театра будет уход на пенсию (звучит угрожающе, но балетный народ заканчивает танцевать в сорок — сорок пять лет) великолепной балерины Хедер Джоргенсен. Она еще вполне могла бы танцевать, форма позволяет, но жесткие немецкие законы не оставляют выбора — либо выходишь на пенсию в положенный срок и получаешь надежное обеспечение до конца жизни, либо остаешься в строю и продолжаешь работать за зарплату. Учитывая, что балетные получают массу травм за время работы и залечивать их приходится до старости, рассчитывать, что сил, чтобы полноценно работать, хватит надолго, не приходится. Ноймайер расстроен больше всех — американка Хедер была его негласной любимицей и музой. В ее прощальный сезон он подарил балерине много бенефисных спектаклей, в том числе на фестивале. В последней части, которую видела я, Хедер солировала в «Легенде о короле Артуре» — танцевала королеву Гвиневеру.

Хедер Джоргенсен относится к тому типу холодноватых северных балерин со сдержанными манерами, которые могут замечательно передать уникальный стиль хореографа. То, что в свое время Ноймайер подарил ей роль Нины Заречной и ни к кому в труппе эта роль не переходила, пока была Хедер, свидетельствует о многом. Она являлась последние десять лет символом Гамбургского балета, его «Чайкой» — авангардистка в трапециевидном костюме, в позе фантастической птицы. Ее проводы — количество букетов (цветы на сцену не приняты в Европе — только в особых случаях) и продолжительные бурные аплодисменты — затмили даже успех Ферри.

Следующий сезон в Гамбурге внушает больше оптимизма — вроде бы никто не собирается прощаться с труппой, наоборот, Ноймайер планирует возродить легендарного «Отелло» силами новых солистов (снова на экспериментальной площадке Кампнагельфабрик, где когда-то спектакль впервые прогремел). Хореограф возобновит «Легенду об Иосифе», выпустит в декабре «Рождественскую ораторию» Баха — сначала в Вене, потом в Гамбурге, а также сочинит новый одноактный балет, название которого уточняется. Планы воистину наполеоновские.

реклама

вам может быть интересно

Гибельный восторг... Классическая музыка
Искусство заоблачного пения Классическая музыка

рекомендуем

смотрите также

Сюрприз Владимира Крайнева Классическая музыка
Приспуская маску фестиваля РНО Классическая музыка

Реклама