Удар выше пояса

«Официантка» Эдриэнн Шелли

«Официантка» Эдриэнн Шелли

Одной из гала-премьер завершившегося фестиваля «Новые образы Америки. Кинобумеранг Россия — Америка — Россия» стала картина Эдриэнн Шелли «Официантка», сорвавшая овации на открытии фестиваля Санденс. А с 27 сентября грустная романтическая комедия «Официантка» выходит в российский прокат.

«Официантка» — тот пример независимого кино (малобюджетная картина, снятая за 20 дней, собрала 18 миллионов долларов) о простых людях, почему-то крайне тяжело доходящего до адресата. Горечь в данном случае добавляется еще и потому, что это третий и последний фильм Эдриэнн Шелли (урожденной Левин, ее корни из России, имя отца она взяла себе), актрисы и режиссера, трагически погибшей в ноябре прошлого года (Шелли была убита в собственном доме рабочим-эмигрантом). До премьеры в Санденсе оставалось меньше трех месяцев.

Шелли была звездой инди-фильмов, актрисой-фетишем Хэла Хартли, для него она стала почти тем же, кем была Анна Карина для Годара. Провинциальная «Официантка», для которой Шелли сама написала сценарий и сыграла одну из ролей, — крайне важная, исповедальная для режиссера картина. Она придает новый смысл вроде бы обыденным вещам: например, неожиданно свалившемуся на голову материнству отнюдь не при самых идеальных обстоятельствах. Или же проблеме выбора, в широком значении слова. Как начать все сначала, прервать цепь молчаливого соглашательства с затянувшей как болото бытовухой, как перестать бояться и стать собой — все эти краеугольные для каждого человека проблемы здесь разрешаются не волшебным образом, а благодаря определенным усилиям героини, к которой автор относится с нескрываемой теплотой и нежностью. Вот этот великодушный взгляд, выгодно отличающий «Официантку» от прочих упражнений на околосемейные темы, не позволяет не поддаться очарованию этой скромной картины. Шелли играючи вплетает серую будничную ситуацию несчастливого брака в свой солнечный, полный юмора сценарий. «Она позволяет зрителям смеяться над простыми характерами, для других фильмов — это сложная задача, а Эдриэнн не упускает ни одной остроты», — как верно заметил актер Джереми Систо (звезда сериала «Клиент всегда мертв»), сыгравший одну из главных ролей.

...Дженна (в основном известная по ТВ, актриса и модель Кери Расселл, очень похожа на Мишель Пфайффер) живет в захолустном городишке с мужем, деспотичным, ревнивым типом с повадками неандертальца (это и есть Систо). При этом героиня — звезда местной закусочной, «фея пирожков», ее единственной отрады. Причем свои восхитительные кулинарные шедевры она называет в честь любых событий в своей жизни, как радостных, так и вызывающих неприятие. Пироги в «Официантке» делают картину аппетитной не только эмоционально, но и визуально. Изобретательность часто импровизирующей героини не знает границ. Например, пирог «Я не хочу ребенка от Эрла» — это заварной яичный крем, сыр бри и копченая ветчина в центре. Да просто гадость для Дженны. Приготовление его может сопровождаться музыкальной темой из Вагнера, «Полет валькирий» в данном случае. Есть еще рецепты под названиями «Я ненавижу своего мужа» или же «Беременная несчастная неудачница с мужем-рогоносцем». Хотя с этими страстными произведениями может соседствовать вполне романтический «Одинокий Чикаго». Или же «Удар ниже пояса» — с этим творением Дженна надеется победить на конкурсе и выиграть приз в 25 тысяч для того, чтобы сбежать от ненавистного Эрла.

Для картины было приготовлено более двухсот эксклюзивных пирогов, понадобился и «консультант по пирогам», хотя большинство десертов готовила сама Шелли с командой. Она привнесла в фильм чувственность, связанную с едой, в этой связи вспоминается и «Шоколад» Лассе Хальстрема, и «Неотразимая Марта» Сандры Неттльбек, и даже совсем свежий анимационный «Рататуй». А сладко-горькое послевкусие от картины корреспондируется с другим независимым фильмом, под названием «Еда и женщины на скорую руку» Амоса Гитая. Та же атмосфера преодоления, ситуация прыжка, совершенного благодаря внешним обстоятельствам. Просто у Амоса Гитая то была несколько сказочная история с внезапно разбогатевшей в финале (благодаря волшебным образом полученному наследству) героиней. Для официантки Дженны у Шелли ненавистная ей поначалу беременность меняет обычное течение жизни, даруя новоприобретенную и неожиданную веру через письма к будущей дочке. Хоть и поначалу она обращается к ней исключительно как «дорогой чертов ребенок». Шелли писала «Официантку», будучи на восьмом месяце беременности, и она нарушила табу, связанное с таким видом страха, как страх перед родами. «Я-то знаю, он огромен, — говорила она. — Об этом не принято говорить вслух: признаться в боязни стать матерью — это почти кощунство. Поэтому мне захотелось снять фильм об этом страхе и дать ему право голоса». Конечно же, согласно природе, материнство меняет в лучшую сторону жизнь героини, но неизвестно, что было бы, если б не любовь к симпатяге-доктору (Натан Филлион), послужившая импульсом, перевернувшая сознание Дженны. Играть славного гинеколога, вступившего в запретную связь с беременной пациенткой, Эдриэнн Шелли доверила «красивому парню, который и не подозревает о том, как он красив».

Дети и пироги, согласитесь, тоже весьма взаимосвязанные темы, в «Официантке» же они решены в настолько несентиментальной манере, с таким юмористическим посылом (как и романтические сцены здесь).

Актрису Шелли часто называли клоунессой, таков был ее имидж, потому для себя она выбрала роль одной из подружек героини, закомплексованной «серой мышки», которую никто не любит и которая единственная в картине наденет белое свадебное платье. Причем ее избранника подруги прозвали гоблином.

Ранимая и комичная «Официантка» — самое зрелое творение Шелли, памятник ее невероятно оптимистичному и дерзкому видению мира. Здесь не будет хеппи-энда в привычном смысле слова, с фатой и поцелуем в диафрагму, останутся в кадре мама и дочка (22-месячная дочь Шелли сыграла в финальной сцене фильма), непреложный истинный смысл картины, исполненной любви и понимания, что только безусловное чувство нуждается в защите. И этот момент с открытым финалом становится лучшим отражением замысла Эдриэнн Шелли.

Оксана Гаврюшенко

Тип
Раздел

реклама

вам может быть интересно

Арфовая музыка Франции Классическая музыка

рекомендуем

смотрите также

Ещё, Щедрин, ещё! Классическая музыка

Реклама