Пол Эссвуд: «Поговорить о музыке куда интереснее, чем отправиться за кружкой пива»

Пол Эссвуд

Ярким событием завершившегося музыкального сезона стал приезд в Москву Пола Эссвуда (Великобритания) — одного из известнейших контратеноров мира. Эссвуд выступает в театрах и концертных залах Европы и Америки; наряду с сочинениями Баха, Генделя, Моцарта, Гайдна, Шуберта, Шумана в его репертуаре произведения Шнитке, Пендерецкого, Гласса. В Москве маэстро представил две программы — одну в рамках фестиваля старинной музыки «Антиквариум», другую — на фестивале, посвященном десятилетию факультета исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории. После мастер-класса в консерватории Пол Эссвуд рассказал о своей преподавательской и дирижерской деятельности, о тонкостях исполнения современной и барочной музыки.

— У вас больше ста записей, продолжаете ли вы записываться и сегодня?

— Возможно, новых записей у меня как у певца больше не будет: дирижирование и преподавание увлекают меня гораздо сильнее. Вероятно, что-то запишу уже как дирижер; например, в Польше, где я работаю с оркестром «Capella Bydgostiensis» в городе Быдгощ. У них прежде не было опыта исполнения старинной музыки, но за пять лет мы достигли многого и продолжаем двигаться вперед. Они — великолепные музыканты, после репетиций мы всегда подолгу разговариваем, тогда как в большинстве оркестров люди предпочитают при первой возможности разойтись по домам и забыть о музыке до следующего рабочего дня. Что я вполне могу понять. Но для достижения настоящего результата недостаточно необходимой части работы; нужны любовь, энтузиазм, стремление понять, о чем эта музыка. Поговорить о ней после репетиции куда приятнее и интереснее, чем отправиться в бар за очередной кружкой пива.

— Как вы пришли к дирижированию?

— В 2000 году накануне одного концерта меня попросили позаниматься с хором. Я сказал: с удовольствием, если мне будет предоставлена возможность дирижировать собственно концертом. Не хотелось выполнять лишь роль репетитора, у меня было что сказать и хору, и оркестру. Позже мне доводилось дирижировать оперой Кавалли «Помпей Великий» в Хорватии — фактически это мировая премьера, поскольку опера не исполнялась свыше трехсот лет. Играл струнный оркестр «Солисты Загреба», но нескольких музыкантов я привез из Англии: клавесиниста, лютниста, виолончелиста. Когда ты должен за несколько дней подготовить исполнение, это очень помогает — с оркестром, у которого мало опыта исполнения старинной музыки, одному справиться трудно. Правда, все они — великолепные струнники, так что задача была сложная, но решаемая.

— Многие солисты, занявшиеся дирижированием, говорят, будто нет большой разницы, играть или стоять за пультом — важно, музыкант ли ты.

— Почему нет? За пультом ты продолжаешь играть, только твоим инструментом становится не скрипка и не голос, а оркестр. И ты добиваешься от него тех звуков, которые слышишь в воображении, как добиваешься их от самого себя. И так же отвечаешь за результат, как если сам играешь или поешь. Необходимы взаимное уважение и доверие: я уважаю оркестрантов за их владение инструментами, они меня, надеюсь, — за мой опыт интерпретации барочной музыки. При этих условиях вы вместе можете многое. Вообще, я верю в демократию.

— Помимо барочной музыки, вы исполняли и сочинения классиков ХХ века — Альфреда Шнитке, Кшиштофа Пендерецкого, Филипа Гласса.

— Среди этих работ самой интересной была опера Гласса «Эхнатон» — ничего общего с привычной мне манерой пения, ближе скорее к поп-музыке. А оркестр, где нет скрипок и первостепенную роль играют низкие струнные, он звучал настолько ясно, прозрачно, что это побуждало меня находить новые оттенки своего голоса, в кои-то веки не опасаясь того, что его заглушит оркестр. Музыка Шнитке привлекала меня своей лиричностью, тогда как в опере Пендерецкого «Потерянный рай» было интереснее всего решать задачи технические — работа в первую очередь умственная. А вот исполнять Шнитке было сплошным удовольствием! Мне довелось петь премьеры его Второй симфонии и «Фауст-кантаты» под управлением Геннадия Рождественского. На репетициях он говорил довольно мало, с самим Шнитке мы разговаривали гораздо больше. Позже он развернул «Фауст-кантату» в полномасштабную оперу, где я, к сожалению, уже не пел. Смерть Шнитке стала ужасной потерей для всего музыкального мира.

— Есть ли сейчас в вашем репертуаре музыка наших дней?

— Да, я исполняю довольно много английской новой музыки. Иногда она носит, опять же, вполне лирический характер, но нередко мне приходится заниматься, как я это называю, «вокальной пиротехникой», когда ты должен буквально взрывать свой голос, мгновенно переходя от самых низких нот к самым высоким, и наоборот. Голос не слишком доволен подобным обращением, но технически справиться с этим — интересная задача. Впрочем, подобные эксперименты по большей части для меня позади: мой опыт интерпретации старинной музыки уже достаточно велик, я считаю необходимым делиться им, у меня есть право кое-что объяснить людям. Поэтому сейчас я все больше преподаю и дирижирую. Причем дирижирую не только оркестрами старинной музыки, но и традиционными, хотя и с ними занимаюсь барочным репертуаром, который знаю лучше всего.

— Сложно ли добиться от традиционного оркестра стилистически корректного исполнения старинной музыки?

— Это не такая большая проблема, как может показаться. Главное — постепенно накапливать исполнительский опыт, ведь то, что нужно сыграть, отнюдь не исчерпывается тем, что написано в нотах. Постепенно проникать в тонкости стиля — это очень интересно и мне, и оркестрантам, они начинают чувствовать свою ответственность. Тут важно не терять свежести восприятия, каждая репетиция и концерт должны вызывать у тебя чувство открытия. Несмотря на то, что музыка написана триста лет назад и, казалось бы, изучена вдоль и поперек. И с обычными оркестрами вас может ждать на этом пути не меньше сюрпризов, чем с барочными, хотя результаты, конечно, будут различаться.

Главное, сможете ли вы оживить старую музыку, наполнить ее жизнью. Много лет назад, когда мне случалось заниматься ею с обычными оркестрами, те играли так, словно это репертуар XIX века: очень медленно, скучно, без всякого развития. Оркестранты сами это чувствовали — мол, музыка, конечно, красивая, но стоит ли играть опусы целиком, не сделать ли побольше купюр, к чему эти многочисленные повторы... Фраза не звучала, поскольку ее играли на романтический манер — иначе не умели.

Однако позже мне посчастливилось работать с такими людьми, как Густав Леонхардт и Николаус Арнонкур; с ними мы в течение двадцати лет записывали все кантаты Баха, работали над операми и ораториями Генделя. У дирижеров подобного класса, как и у многих инструменталистов, я почерпнул даже больше, чем у вокалистов: они еще только начинали искать пути к барочной музыке, тогда как дирижеры успели продвинуться гораздо дальше.

Вениамин Шлосман

реклама

вам может быть интересно

Мода на музу Классическая музыка

рекомендуем

смотрите также

Откровения камерного вечера Классическая музыка
Кремлёвский романс Классическая музыка
На концерте Андрея Писарева Классическая музыка

Реклама