Французская тетрадь Дмитрия Юровского

На концерте ГАСО России в «Зарядье»

Эта программа вспоминается, словно восхитительное внезапное озарение, словно один яркий и удивительно светлый миг, в котором спрессовался значимый пласт французской музыки от позднего (возможно, даже лучше сказать запоздалого) романтизма Габриэля Форе (1845–1924) и Франсиса Пуленка (1899–1963) до «классики» импрессионизма Клода Дебюсси (1862–1918) и Мориса Равеля (1875–1937). А предисловие к тому, что на концерте Государственного академического симфонического оркестра России им. Е.Ф. Светланова сложилось в живописную, скрупулезно выстроенную и на едином дыхании исполненную «французскую сюиту», на страницах слушательских программок дает сам дирижер:

«В программе 28 сентября в концертном зале “Зарядье” вы услышите сочинения четырех удивительных композиторов, представителей французского импрессионизма и постромантизма Форе, Дебюсси, Равеля и Пуленка. Произведения, которые мы предлагаем, заметно отличаются друг от друга, неся на себе отпечаток личности их авторов, и написаны для различных составов, включающих и симфонический оркестр, и человеческие голоса. Но есть одна примета, объединяющая их в гармоничное целое, и примета эта – изысканная театрализованность сюжетов». Как оказалось, мир театра, возникающий в пандан к музыке, в данном случае – это прекрасный и волшебный мир балета…

Форе в этот вечер был представлен сюитой из музыки к драме «Пеллеас и Мелизанда» Мориса Метерлинка. Ее наряду с «Шейлок-сюитой» того же композитора (по одноименной пьесе Эдмона Харокура – французской вариации пьесы Шекспира «Венецианский купец») знаменитый американский хореограф грузинских кровей Джордж Баланчин, решительно абстрагировавшись от прикладной программности названных опусов, использовал для компоновки партитуры «Изумрудов» – первой части бессюжетной балетной трилогии в стиле неоклассики под названием «Драгоценности» (ее второй и третьей частями стали «Рубины» на музыку Игоря Стравинского и «Бриллианты» на музыку Петра Чайковского).

Прозвучавшая месса «Gloria» соль мажор Пуленка для сопрано, смешанного хора и оркестра стала открытием не только в силу изумительно возвышенного, одухотворенного прочтения, но и в силу статуса раритета в афише наших концертных залов. К ГАСО России и маэстро дополнительно примкнули сопрано Любовь Петрова и Академический Большой хор «Мастера хорового пения радио «Орфей» под руководством Льва Конторовича. И хотя «Gloria» Пуленка – это восхваление Бога в высших сферах, созданных языком музыки, знаменитый британский хореограф Кеннет Макмиллан вдруг ощутил в ней антивоенный подтекст. Пластическую элегию на эту музыку он создал в память о молодых жизнях, что унесла или переломила Первая мировая война, но это балет о трагедии любой войны, а не только той, с окончанием которой люди тщетно надеялись положить конец всем войнам…

Опусы Форе и Пуленка составили первую часть вечера, а музыка второй оказалась связана с именем Иды Рубинштейн – одной из заметных фигур «Русских сезонов» Сергея Дягилева и собственной антерпризы в Париже, артистки, сочетавшей амплуа танцовщицы и актрисы драматического театра. В программу концерта вошли четыре симфонических фрагмента из музыки Дебюсси к мистерии на текст Габриэле Д’Аннунцио «Мученичество Святого Себастьяна» и хореографическая поэма Равеля «Вальс», ставшая мощным, но при этом филигранно заложенным взрывом оркестрово-симфонической субстанции, который буквально «вынес мозг» и едва ли не унес слушательское сознание в астрал подсознания!

Синтетическое действо Д’Аннунцио – Дебюсси стало первой ласточкой антерпризы Иды Рубинштейн, и на премьере оно вызвало скандал, ибо титульный герой стал героем en travesti, а его образ воплотила та самая «декадентская дива», что так великолепно стилизована Валентином Серовым на известном портрете его кисти. Театральный проект не имел успеха ни у публики, ни у критики, а «Вальс», заказанный Равелю Дягилевым для «Русских сезонов» и отвергнутый им из-за «нетанцевальности», сначала снискал успех как сочинение исключительно симфоническое, а внимание труппы Иды Рубинштейн с ее собственной постановкой в Париже он привлек значительно позже. И всё же необычный для Равеля опус-«вулкан» абсолютно самодостаточен как яркая импрессионистская феерия слуховых ощущений – и обсуждаемое исполнение это мастерски подтвердило.

Если выстроить в ряд исполненные на концерте симфонические опусы Форе, Дебюсси и Равеля, то при всей уникальности и самобытности каждого из композиторов отчетливо становится понятно, что скроены они фактически по одному и тому же музыкальному лекалу. Но лекало это настолько тонко и прихотливо, что не каждый дирижер, и не каждый оркестр сыграет эту музыку так, что Форе предстанет Форе, Дебюсси – Дебюсси, а Равель – Равелем. Госоркестр России и маэстро Юровский смогли достичь этого совершенно легко, на высочайшем уровне музыкантской культуры. Так и хочется сказать, словно играючи, хотя очевидно, что за всем этим стоит не только высочайший профессионализм всех участников исполнения, но и феномен присущей дирижеру невербальной передачи.

Об исполнении мессы «Gloria» Пуленка необходимо сказать особо. В симфоническую ткань этого сочинения вплетается развернутый каскад хоровых страниц, и в назначенные композитором моменты во взаимодействие с ним вступает голос единственной солистки. В шестичастном корпусе мессы – традиционные части латинского ординария католического богослужения, но «кирпичики» этого корпуса каждый композитор обычно отбирает в свете достижения своих собственных творческих задач. Назначение этого опуса – исполнение в светских концертах, а не в рамках богослужения, но его духовная аура, создавая ощущение праздничности и торжественности момента, никуда ведь не улетучивается!

В эпистолярном наследии композитора есть любопытное суждение. Поясняя ситуацию своему респонденту, Пуленк сообщает, что «только что начал “Gloria” для хора, солистки и оркестра в стиле Вивальди». Интересное замечание, ведь ни барочных «излишеств», ни стопроцентной чувственности романтического пафоса в «классическом» понимании в этом сочинении нет, но музыка Пуленка настолько элегантна, мелодична и гармонична, что не проникнуться полным пиететом к ней совершенно невозможно! В этом, конечно, – заслуга и музыкантов оркестра, и дирижера, и потрясающе живого звучания хора, и великолепной солистки Любови Петровой. Первозданность этой музыки певица ощущает поразительно точно и тонко, наполняя ее живыми и глубокими красками музыкального драматизма…

Фото Веры Журавлёвой

Для обучения музыке фортепиано — необходимый и незаменимый инструмент. Если выбирать между пианино и роялем, второй вариант предпочтительнее. При наличии финансовых средств и места в доме вы можете купить рояль в Москве, который будет доставлять радость долгие годы.

реклама

вам может быть интересно

Событие, которого ждали 120 лет Классическая музыка
Жемчужины Дома музыки Классическая музыка

рекомендуем

смотрите также

Вечер памяти Нины Макаровой Классическая музыка

Реклама