Антреприза —начинание, затея, предприятие. Это очень распространенное французское слово касается самых разных видов деятельности. Среди всех его значений имеется специальное: содержание театра, цирка, оркестра, хора и т. п. каким-либо частным лицом. Антрепренер, это самое частное лицо, занимается организацией выступлений, подбором репертуара, рекламой, направляя все свои усилия на то, чтобы привлечь публику, выдержать конкуренцию с подобными труппами и получить доходы, которые бы превысили расходы на содержание артистов, постановки и т. п.
Предприимчивый антрепренер заинтересован в лучших артистах, композиторах, художниках, в новизне и оригинальности их искусства. Классический пример антрепризы не просто удачной, а имевшей огромное историко-культурное значение была антреприза русского мецената С. П. Дягилева. В его так называемых «Русских сезонах», проходивших в Париже и в Лондоне в 1907-14 годах, участвовали (и приобрели там мировую славу) И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, К. Дебюсси, М. Равель. Их украшали такие имена, как Ф. И. Шаляпин, знаменитые танцовщики Анна Павлова, Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский; балетмейстеры Михаил Фокин, Леонид Мясин, Джордж Баланчин; художники А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих, М. В. Добужинский. Благодаря «Русским сезонам» на Западе хорошо узнали многие выдающиеся произведения русского музыкального театра.
Известны своим значительным вкладом в русское искусство частные оперы С. И. Зимина и С. И. Мамонтова. Подобные антрепризы стали вновь возникать и сейчас.
М. Г. Рыцарева