Конечно, я не собираюсь вам объяснять, что это такое, вы и так знаете: рукоплескания, проще — хлопанье в ладоши. Но хочу предупредить вот о чем.
Многие произведения, исполняемые в концертах, состоят из нескольких частей. Когда заканчивается часть, исполнители несколько секунд пережидают, чтобы и они, и слушатели могли переключить свое внимание и настроиться на следующую часть. Но поскольку произведение не окончено, аплодировать, естественно, рано. Люди, которые часто ходят на концерты, это знают. Однако нет-нет, да захлопает кто-то в перерыве между частями. Явно на концерте новичок, который знает, что, когда музыка кончается, надо хлопать, но не знает, что не всякое прекращение музыкального движения есть окончание произведения. Однажды на концерте недалеко от меня сидела девочка. Ей очень понравилась музыка и искренне хотелось скорее выразить свое восхищение. Но когда она зааплодировала и увидела, что она одна, а соседи на нее укоризненно посмотрели, она, бедняжка, засмущалась, от неловкости уронила номерок, который почему-то был у нее в руке, а потом долго и громко звенел на полу (всегда прячьте его сразу в гардеробе в карман или в сумочку, чтобы не терялся и не мешал вам потом), и так расстроилась, что все первое отделение толком и не слушала, а переживала. Так что, когда придете на концерт классической музыки, — не торопитесь хлопать.
Еще одна вещь, с которой я никак не могу смириться, хотя понимаю, что вековую традицию не перебороть. Это касается театра — балетного и оперного. Когда по ходу действия солист исполнит какой-либо яркий и популярный номер, завсегдатаи-театралы ему так аплодируют, как будто они пришли не на спектакль, а на концерт и ничего, кроме этого или еще нескольких номеров, их не интересует. Они даже не обращают внимания, что в оркестре в это время звучит уже совсем другая музыка, которой композитор готовит нас к восприятию дальнейшего действия. Такое бывает и в драматическом театре, когда актер произнесет какой-нибудь известный патетический монолог. Люди, которые в этих случаях аплодируют, выражают восхищение актером, но не понимают, что это неуважение к автору, режиссеру, да и самим артистам, которым непонятно, как себя вести: то ли продолжать игру в спектакле, то ли кланяться почтенной публике.
Ну что ж, у театра свои законы. Интересно, что если в концертах слушатели аплодисментами приветствуют исполнителя уже при выходе на сцену, то в театре, конечно, не так. Но вот есть такой обычай. В оперном и балетном спектаклях перед последним действием специально приветствуют дирижера оркестра. Дирижер в театре как бы не заметен в том смысле, что его почти не видно в оркестровой яме, да и вообще все наше внимание устремлено на сцену. А между тем он во время спектакля как полководец в бою. От его четких и точных команд исполнителям — оркестру и тем, кто на сцене, — зависит, как пройдет спектакль, как будет принято произведение. Вот потому его и приветствуют.
После премьеры зрители вызывают аплодисментами композитора, если он наш современник, режиссера, художника, всех, кто вложил свой труд в создание спектакля.