Индийский классический танец

Истоки высокоразвитых форм И. к. т. - в нар. танцевальных представлениях и ритуальных плясках, имеющих многовековые традиции, которые оказали большое влияние и на формирование танц. искусства мн. народов Юго-Вост. Азии.

Первые упоминания о танце встречаются в древнем сборнике религиозных гимнов Ригведе (11-10 вв. до н. э.). В период становления буддизма (6-5 вв. до н. э.) танец был составной частью богослужения, в то же время он стал превращаться в средство развлечения, входил в придв. церемонии. При дворах крупных монархов создавались проф. труппы, совершенствовавшие искусство танца. Теоретич. обоснование И. к. т. получил во 2-й пол. 1 в. до н. э., что свидетельствовало о его высоком развитии. Наиболее древний из сохранившихся трактатов "Натьяшастра" ("Наука о театре", ок. 1 в. н. э.) рассматривал проблемы танца, музыки и драмы. Этот многообразный и универсальный труд принадлежал неск. авторам. Зарождение и формирование И.к.т. связано с созданием эпич. произв. "Махабхараты" и "Рамаяны" (1-е вв. н. э.), с периодом преобразования старой религии брахманизма в индуизм. Это время, когда воздвигались многочисл. храмы, ставшие впоследствии средоточием инд. классич. искусства. Мифы, легенды и сказания, бытовавшие в народе, а также ритуальные танц. представления использовались служителями культа - брахманами для популяризации и утверждения обновлённой религии. Много веков искусство танца было монополией брахманов. Его осн. принципы и правила тщательно разрабатывались, причём связь И.к.т. с нар. творчеством отрицалась. Музыке и танцу придавался оттенок исключительности, недоступности, а происхождение танца считалось божественным. Классический танец нередко наз. танцем богов. Согласно индуизму, создателем и первым исполнителем танцев является бог Шива, который, танцуя, создал из хаоса Вселенную. В храмовых представлениях выступали проф. танцовщики. С обычаем посвящения женщин служению божеству связано появление храмовых танцовщиц - девадаси. Литература и изобразит. искусство свидетельствуют о популярности девадаси во всей стране. Наибольшего расцвета их искусство достигло в средние века и просуществовало до 20 в. Географич. и историч. условия развития страны обусловили устойчивость особенностей танца разл. областей страны, определили его многообразие. Почти каждый район Индии имеет характерный для него народный танец. В Раджастхане - джумар, в Пенджабе - бхангра, в Тамилнаде - кумми, в Гуджарате - гарба, в Кашмире - хафиза и т. д. Особенности нар. танца разл. областей страны определили самобытность и разнообразие И.к.т., его стилей (школ), из которых осн. стилями (школами) являются бхарат натья, катхакали, катхак и манипури. В нач. 20 в. с ростом нац. самосознания увеличился интерес к танц. искусству. Были возрождены такие древние стили, как кучипуди - в Андхре и одисси - в Ориссе (оба считаются классич. наряду с осн. четырьмя и подчиняются тем же гл. принципам "Натьяшастры"). О них упоминается в древней санскритской литературе, а характерные для этих стилей позы зафиксированы в древней скульптуре.

Стили И. к. т. отличаются один от другого техникой исполнения. Южноиндийские танцы - бхарат натья и катхакали исполняются на demi-plie, при выворотном положении бёдер, тогда как северные - катхак и манипури - при свободном положении ног и ступней. Для бхарат натья характерно точное соответствие движений рук, корпуса, головы, шеи, глаз, бровей и др. Бхарат натья и катхакали используют в большей мере систему канонич. жеста по сравнению с катхаком или манипури. Разнообразные положения глаз и бровей, имеющие определённое символич. значение, свойственное катхакали, полностью отсутствуют в катхаке и манипури. Сложная координация движений бхарат натья, отсутствие композиционного рисунка отличает этот стиль от манипури, для которого композиционный рисунок имеет решающее значение. Бхарат натья исполняется почти на месте, тогда как в манипури танцовщики выполняют сложные фигуры - двигаются по диагонали, образуют круг и др. В катхакали даже женские роли исполняют мужчины. Каждый из стилей состоит из трёх видов танца: нритта - чистый танец или комбинация движений, основанных на сложном ритмич. рисунке; нритья - танец с определённым содержанием или настроением, и натья - танц. драма. Стиль же, в свою очередь, рассматривается как сочетание трёх компонентов: бхава - эмоциональное повествование при помощи движений, поз, мимики лица, канонич. жеста; рага - музыка, мелодия; тала - ритм. Бхарат натья, катхакали, катхак и манипури используют свою строго разработанную систему жеста, основные позы и движения, зафиксированные ещё в древних трактатах. Исполнитель, как правило, включает в танец импровизацию, сохраняя особенности стиля. И. к. т. построен на сложных и разнообразных ритмах. Их исполнение требует тщательной и длительной подготовки. В Индии и в 20 в. сохраняются семьи и труппы проф. танцовщиков, бережно сохраняющих традиц. формы, унаследованные в границах определённой касты. С 19 в. известен род Пиллаи, к которому принадлежит выдающийся преподаватель Минакши Сундарам Пиллаи. Брахманы и храмовые танцовщицы остаются наследственными хранителями исполнит. традиций классич. форм танца (среди известных совр. храмовых танцовщиц в Мадрасе - Баласарасвати). Сохранению древних форм танца способствуют также живучесть старых традиций и обычаев (праздники Дивали, Душера, Холи и др., с незапамятных времён вошедшие в жизнь народа) и бережное отношение к наследию прошлого, что является одной из основных черт нац. характера. Возрождение и популяризация искусства танца в 20 в. явились одновременно основой и для появления новой формы - нац. балета. Большое влияние на зарождение и дальнейшее становление балета оказал также европ. и особенно рус. балет. Удай Шанкар - один из основателей нац. балета, принимал участие в спектаклях А. П. Павловой. Творчество Павловой оказало благотворное влияние и на др. создателей инд. балета - Менаку и Рукмини Деви. Влияние европ. балета на И.к.т. сказалось в использовании большой сценич. формы и отдельных элементов театр. техники. Хореографич. язык инд. балета представляет собой органич. сочетание разл. нар. и классич. танцев.

Для совр. инд. хореографии характерным является обращение к проблемам современности. Однако канонизированные формы любого из стилей И. к. т. ограничивают возможности для постановки совр. балетного спектакля. С целью обогащения и обновления И.к.т. хореографы нередко обращаются к нар. искусству, а также к синтезу разл. классич. стилей. Реформаторами в области танц. искусства в 20-30-е гг. выступили Удай Шанкар, Рабиндранат Тагор, Шанти Бардхан. Они меняли формы классич. танца, широко используя приёмы разл. стилей для выражения совр. содержания.

Школы И. к.т. имеют свои науч. центры. Так, в "Шантиникетоне" (Калькутта) изучают преимущественно манипури, в "Альморе Шанкара" (Калькутта) и в "Каламандалам" (шт. Керала) - катхакали, в "Калакшетре" - бхарат натья, в "Лакхнау Гхарана" (Лакхнау) - катхак, и др. Работа этих центров координируется Академией танца, музыки и драмы ("Сангит натак академи", организованной в 1953). Существует много частных школ.

В 1952 в Дели был создан "Бхаратия Кала Кендра", изучающий катхак. Ведущими педагогами центра были - Шамбху Махарадж, Сундер Прасад; среди работающих - Нарендра Шарма, Гопинатх, Бирджу Махарадж; последователи крупнейших хореографов И. к. т. - Калки Прасада, Биндадина, Аччхана и Лакчху Махараджа. В 1960 создан также "Балетный центр натья" (рук. Камладеви Чаттопадхая и Камла Лал). Первая постановка - "Кришна лила" (1960) получила широкую известность по всей стране (балетм. Бхагвандас Верма). Репертуар труппы составляют танцы разл. стилей. На базе этой труппы при Инд. танц. центре ("Бхаратия натья санг", создан в 1962) в 1964 начал работать Институт хореографии, где готовят балетмейстеров И. к. т. Руководитель и создатель института - танцовщица и балетм. Мая Рао. В институте изучаются все стили классического танца. Как правило, центры имеют свои танц. труппы. Среди известных исполнителей: Дамаянти Джоши, Бирджу Махарадж, Гопи Кришна, Мая Рао, Ситара Деви (катхак), Гопинатх, Кунчу Куруп, Кунчу Наир, Шанта Рао, Рагини Деви (катхакали); Баласарасвати, Рукмини Деви, Индрани Рахман (бхарат натья); сестры Джавери, Найна, Ранджана, Даршана, Суверна (манипури). Среди исследователей И. к. т. - Мохан Кхокар, Мулк Радж Ананд, Сурин Овастхи, Венкотта Чаллаш. В Дели, Бомбее, Калькутте существуют школы совр. классич. танца, но популярности не имеют. С ростом интереса к нац. искусству появилась литература, посв. танцу. Существуют специальные журналы, в которых печатаются статьи о танце: "Сценическое искусство" (Natya), журн. "Театр" в Бомбее, выходит ежеквартальный журнал "Индийские танцы" ("Nritya Bharati").

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Ариозо Опера, вокал, пение
Шансон Музыкальные жанры

рекомендуем

смотрите также

Pas de basque, па де баск Балет и танец
Зурна Музыкальные инструменты
Tempo rubato, тeмпо рубaто Термины и понятия
Диатоника Термины и понятия
Африканский танец Балет и танец
Сентиментализм Течения в искусстве
Совершенная система Термины и понятия
Трезвучие Термины и понятия
Вибрафон Музыкальные инструменты
Принципал Музыкальные инструменты

Реклама