Таиландский балет
Театральная и танцевальная культура Таиланда, тесно связанная с культурой соседних стран Ю.-В. Азии, отличается разнообразием форм и жанров. Наибольший художеств. интерес представляет сохранившаяся до 20 в. классич. танцевальная драма. Одна из её форм — придворная драма лаконнай, испытавшая сильное влияние камбоджийского танца (16 в. — период захвата племенами таи др. кхмерской столицы Ангкор, где процветало танц. иск-во). Основанная гл. обр. на сюжетах «Сказания о принце Панджи» (яванского происхождения); лаконнай исполнялась исключительно женским ансамблем в сопровождении женского хора. Танцовщицы разыгрывали также и драматич. сценки.
Др. формы придворной танц. драмы — кхон и лаконятри. В кхон (в её основе — тайская версия инд. эпоса «Рамаяна») участвуют только мужчины; представление состоит из ряда торжественных церемониальных выходов (воинов, демонов и животных) и носит энергичный мужественный характер, достигая кульминации в многочисл. батальных эпизодах; два чтеца комментируют действие и разыгрывают диалоги.
В совр. Таиланде в представлениях кхон участвуют и танцовщицы (в ролях женщин или молодых принцев). Костюмы исполнителей лаконнай и кхон обильно украшены вышивкой, декоративными деталями, ярки по цвету и дополнены остроконечными головными уборами причудливой формы.
Лакон-ятри, традиционно исполнявшаяся только танцовщиками, ныне разыгрывается как мужчинами, так и женщинами. Её стиль близок инд. классич. танцу, исполнение требует от актёров высокого драматич., вокального, танцевального и пантомимич. мастерства. Сюжетная основа лакон-ятри — танцевальная пьеса буддийского происхождения «Манора» (наз. также «Нора»), повествующая о мифич. существе «киннари» — полу девушке — полу птице, супруге принца Сутона, сгорающей в огне, возносящейся на небо и, наконец, счастливо соединяющейся с любимым мужем. «Манора» состоит обычно из 12 и более эпизодов и включает развёрнутые танцевальные соло. Полные версии танцевальных драм лакон-най, кхон и лакон-ятри исполняются труппой «Силпа-корн» (в неё входят ок. 300 артистов, музыкантов, педагогов), организованной при Департаменте изящных искусств в Бангкоке.
B. M. Паппе
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.