Турецкий балет

Турецкий балет

С древнейших времён в Турции были распространены народные пляски разных областей и танцы, связанные с религиозными церемониями. Наиболее известны были обряды Ордена «вертящихся» дервишей (осн. в 13 в. поэтом Джалаледдином Руми).

Развитию европейского балета в Турции положила начало осн. в 1947 в Стамбуле при участии Н. де Валуа школа, к-рую возглавила Дж. Ньютон. В 1950 в Анкаре открылся оперный т-р, и школа была преобразована в балетное отделение столичной Консерватории, где преподавали Б. Эплъярд, Л. Мосфорд, М. Лейк, Э. Филлипс и др. Первое выступление учащихся состоялось в 1949, с 50-х гг. концерты и спектакли (в т. ч. в пост, де Валуа) стали регулярными, но на гл. роли приглашались англ, артисты. В 1960 была показана «Коппелия», где роль Сванильды исполнила выпускница школы Э. Сунал, в 1963 — «Спящая красавица» с М. Сюмен в роли Авроры.

В 60-е гг. выдвинулись также тур. артистки Б. Оку pep, С. Эден, артисты С. Сёкмен, X. Сунал, Г. Тунччекич, О. Турфанда. В т-ре ставятся балеты классич. наследия из репертуара Королевского балета Великобритании (балетм. де Валуа, Ф. Аштон, Дж. Кранко и др.). В 1965 — 69 руководителем был Р. Гластоун. Поставил балеты «Сильвия»; «Принц пагод» Б. Бриттена, «Женщина с кинжалом» на муз. Таркана и др.

В 70-х гг. А. Родригес пост. «Юдифь» на муз. Ишикозлю, «Ромео и Джульетта» (1971) и др. Одним из самых популярных стал поставленный де Валуа балет «У источника» Тюзуна. Турфанда поставил балеты: «Женщина в розовом» на муз. Аксеса (1973), «Бесплодный круг» на муз. Таптика и Танча (1975), «Изящество» (1975) и «Своенравный султан» (1977) — оба Кодаллы.

В 70-е гг. в репертуар вошли балеты: «Тщетная предосторожность» Герольда, в ред. Аштона (1973), «Соловей» Стравинского в пост, румынки А. Думитреску (1974), «Дон Кихот» в пост. Р. Цулукидзе (1976). Ряд пост. осуществила Д. Айкал, ученица К. Иосса: «Многие» на муз. И. Танча (1973), «Проникновение» и «Куда идут народы» на муз. Усманбаша (1974) и др.

Труппу т-ра с 1979 возглавляет Г. Айкал, гл. балетм. Д. Айкал. Ведущие артистки — Сюмен, М. Джименлер, Р. Гинташ, Ж. Казбек, Д. Озсойдаш, Д. Олгай; артисты — Турфанда, Ё. Аслан, М. Бекен, М. Балкан. В 1971 в Анкаре работала также группа танца модерн, где ряд спектаклей пост. Сёкмен («Рок» на муз. Равеля, «Трижды два» на муз. Дейвиса, «Жертва» на муз. Сайгуна и др.).

В Стамбуле в 1960 был открыт Театр оперы и балета (сгорел в 1970) и при нём — балетная школа (1970). С 1979 труппой руководит М. Берк, гл. балетм. Г. Макмиллен и О. Турфанда. Родригес пост. балеты «Себастьян» Дж. Менотти (1973), «Танцевальная мелодия» Эркина (1974), «Раймонда» (1976); Т. Болендер — «Чудесный мандарин» и «Продолжающийся инцидент» на муз. Копленда (оба — 1978); Гюрелли Аруоба — «Коппелию» и «Лебединое озеро» (оба — 1974); болгарка П. Иванова — «Кармен-сюиту» (1976). В репертуар были включены балеты Ф. Аштона, К. Макмиллана, Сёкмена, Айкал и др. Ведущие артистки — А. Юнал, Дж. Кобанер, С. Денкер, Ю. Актель, Н. Арик, Л. Оздемироглу; артисты — Б. Кобанер, С. Борак, Ю. Карабель, Э. Савашкурт. В Измире гос. балетная школа работает с 1968 под руководством англичан. Исследователь танца и балета — М. Анд.

Е. Я. Суриц
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

Турецкая музыка

реклама

вам может быть интересно

Дисгармония Теория музыки

рекомендуем

смотрите также

Молдовеняска Национальные культуры
До (нота) Теория музыки
Матоуцинь, моринхур Музыкальные инструменты
Песня без слов Музыкальные жанры и формы
Гений Термины и понятия
Камертон Теория музыки
Ударные инструменты Музыкальные инструменты
Соната Музыкальные жанры и формы
Сафаиль Музыкальные инструменты

Реклама