Туркменский балет

«Алдар-Косе». Туркменский театр оперы и балета им. Махтумкули. Балетм. К. Джапаров

Туркменский балет

До Великой Октябрьской социалистической революции у туркменского народа не было танца, который, согласно религии и нац. традициям, считался недостойным занятием. Поэтому национальный танец, no-существу, был создан в советское время на основе глубокого изучения быта и характера туркменского народа, различных детских игр. В 1938 в Ашхабаде была организована первая балетная студия, где начали обучаться туркм. юноши и девушки — участники самодеятельности. Для подготовки нац. кадров были приглашены педагоги Д. И. Бененсон и Л. В. Ошурко, создавший детский танец «Ак-Эшекли», музыку к-рому написал комп. А. Г. Шапошников. Над задачей разработки движений, определения стиля и характера туркм. танца успешно работали также балетм. Н. С. Холфин и И. В. Бойко.

В 1941 в Ашхабаде открылся Театр оперы и балета. К концу года сформировалась балетная труппа, в к-рую вошли студийцы, а также выпускники Ленингр. хореографич. уч-ща, начавшие обучение в 1934, в т. ч. К. Джапаров, Р. Аннакурбанов, X. Исмаилов, X. Мурадов, М. А. Ахундов, К. О. Ниязов, Б. Мамедова, Т. Сатлыклычева, Р. Т. Самгина и др. Многие из них в дальнейшем стали видными мастерами туркм. балета. В дек. 1941 в т-ре состоялся «Вечер балета», где были исполнены классич. и нар. танцы. Туркм. зритель впервые познакомился с новым для него видом иск-ва, молодые артисты показали успешное владение классич. танцем.

Значительные достижения в создании нац. танца привели коллектив к пост. первого в истории туркм. иск-ва балета «Алдар-Косе» («Весёлый обманщик») Корчмарёва (1942) о нар. герое Алдаре, его весёлых проделках. Нар. сказание дало Холфину богатый материал для создания нар. танцев, сцен и классич. дуэтов. Однако невысокий ещё проф. уровень нац. балетного иск-ва не позволил балетмейстеру полностью использовать всё многообразие классич. танца (нек-рые номера, напр., исполнялись на полупальцах).

Постановка «Алдар-Косе» стала важным этапом в становлении туркм. хореографии. Этот жизнерадостный и красочный балет постоянно входит в репертуар т-ра. В 1943 Холфин пост. балет «Девушки моря» Корчмарёва о событиях Великой Отечеств. войны. В послевоен. годы балетная труппа пост, ряд сов. и классич. балетов, что способствовало проф. росту отдельных исполнителей и коллектива в целом. В работе над балетом «Лауренсия» (1948) артисты продемонстрировали возросшее актёрское мастерство.

Удачными были пост. балетов «Красный мак» (1951), «Лебединое озеро» (1952). В 50-е гг. также были пост. «Жизель» (1956), «Тщетная предосторожность» (1957). В 1960 репертуар пополнился новым нац. балетом «Чудесный лекарь» М. Равича и Н. Мухатова, в к-ром широко использованы нар. мелодии. Танцевальность, яркие муз. характеристики персонажей дали возможность К. Джапарову, первому туркм. проф. балетмейстеру, сочетать элементы классич. и нац. танца. Над созданием новых произведений активно работали композиторы Туркмении: И. В. Якушенко и X. Аллануров написали музыку балета «Студенты» (1964), Ч. Нурымов — «Гибель Суховея» (1967), К. Кулиев — «Счастье» (1970). В нач. 60-х гг. труппа пополнилась талантливой молодёжью, выпускниками Моск., Ленингр. и Узб. уч-щ. С 1965 в т-ре работает балетм. К. О. Ниязов, осуществивший пост. балетов: «Спартак» (1969), «Ромео и Джульетта» (1971), «Фирюза» Агаджикова (1974), «Гаянэ» (1977), «Щелкунчик» (1979).

Значит. вклад в развитие туркм. балетного иск-ва внесли балетм. Л. В. Воскресенская, Н. С. Холфин, Л. Н. Флегматов, М. Д. Цейтлин. Среди деятелей балета республики — засл. артисты Туркм. ССР X. Исмаилов, Л. И. Кондюкова, Б. Мамедова, X. Мурадов, Г. О. Мусаева, А. А. Пурсиянов; артисты — Н. Ч. Гельдыева, И. К. Кожемякина, Г. В. Кораблёва, Н. Курдова, Н. Пехациева, Ю. А. Пурсиянов, Н. П. Радкина, Э. Г. Сарвазян, А. П. Сонин, Г. Е. Хуммаева, Н. А. Цомаева, В. Л. Цопкин, М. Г. Щукина; балетм.-засл. деят. иск-в К. Джапаров, И. О. Ниязов; дирижёры — нар, арт. СССР X. Аллануров, засл. деят. иск-в Туркм. ССР Н. Мухатов, М. Мередов.

Литература: Декада туркменской литературы и искусства в Москве. 1955.[Сост. А. Ковусов], Аш., 1957; Керими К., Туркменский театр. Очерки истории, М., 1964.

Н. П. Радкина
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

Туркменская музыка

реклама

вам может быть интересно

Корнет Музыкальные инструменты
Трембита Музыкальные инструменты

Театры и фестивали

рекомендуем

смотрите также

Дастан Национальные культуры
Органный пункт Теория музыки
Проходящий звук Теория музыки
Вампука Опера, вокал, пение
Модинья Национальные культуры
Вокал оперный Опера, вокал, пение
Дробь Теория музыки
Нао Музыкальные инструменты
Кобза Национальные культуры
Слух музыкальный Термины и понятия

Реклама