Федора Барбьери

Fedora Barbieri

Дата рождения
04.06.1920
Дата смерти
04.03.2003
Профессия
Тип голоса
меццо-сопрано
Страна
Италия
Федора Барбьери / Fedora Barbieri

Федора Барбьери (итал. Fedora Barbieri; 4 июня 1920, Триест — 4 марта 2003, Флоренция) — итальянская оперная певица (меццо-сопрано).

Итальянская певица Федора Барбьери за свою сценическую карьеру исполнила более сотни ролей. Но в особенности прославило ее исполнение меццо-сопрановых партий в операх Джузеппе Верди.

Родина Федоры Барбьери – Триест. Родители ее были коммерсантами, и в юности она намеревалась пойти по их стопам, не задумываясь о карьере певицы. Но однажды знакомая ее родителей случайно услышала, как девушка что-то напевала дома между делом. Заметив, что у Федоры красивый голос, она посоветовала учиться пению. Особого значения этим словам Барбьери не придала, но все же пошла на прослушивание в консерваторию и была принята.

Упорные занятия под руководством Федерико Бугамелли и Луиджи Тоффоло принесли ей победу на конкурсе во Флоренции. Она была принята в учебный центр флорентийского Театра Комунале. В этом театре ставилась в то время опера Доменико Чимарозы «Тайный брак», причем все партии исполняли молодые певцы, и Федора получила роль Фидальмы. Эта партия и стала ее дебютом, который состоялся в 1940 году. На следующий день она предстала перед публикой совсем в другом качестве – в образе Азучены в «Трубадуре» Джузеппе Верди. Это было результатом случайности: выступить должна была другая певица, но она неожиданно заболела, и Барбьери пришлось ее заменить. Обе партии она исполнила великолепно, и это в особенности привлекло к ней внимание и публики, и критиков: начинающая певица столь блестяще справляется с такими разными партиями! Но Федора Барбьери с самого начала чувствовала себя на сцене легко и непринужденно.

После такого впечатляющего дебюта карьера Федоры Барбьери развивалась стремительно. В 1941 году она приняла участие в мировой премьере оперы Франко Альфано «Дон Жуан де Манара», исполнив партию Дариолы. В том же году состоялось первое выступление певицы за границей, а именно – в Польше. В 1942 году состоялся дебют Барбьери в «Ла Скала» – она приняла участие в исполнении Симфонии № 9 Людвига ван Бетховена, дирижировал Виктор де Сабата.

Барбьери была одной из первых, кто пел в незаслуженно забытых и возрожденных в ХХ веке операх композиторов XVII-XIX столетий. В 1942 году Федора выступила в двух операх Клаудио Монтеверди: во Флоренции она исполнила партию Телемака в «Возвращении Уллиса на родину», а в Кремоне – заглавную роль в «Орфее».

В 1943 году сценическая карьера артистки была прервана не некоторое время из-за вступления в брак, но в 1945 году певица возвратилась на сцену. С этого времени до 1968 года Барбьери регулярно выступала в «Ла Скала» в ведущих партиях. В 1950 во время гастролей театра в Лондоне она выступала в двух произведениях Джузеппе Верди – опере «Фальстаф», где она исполнила партию миссис Куикли, и Реквиеме. В том же году состоялся дебют Барбьери в «Метрополитен-опера», и он тоже был связан с творчеством Верди – певица исполнила роль Эболи в опере «Дон Карлос». Она регулярно пела в этом нью-йоркском театре до 1956 года, а также с 1966 по 1967.

Репертуар Федоры Барбьери был разнообразен. Особое место занимали в нем оперы Джузеппе Верди. Кроме упоминавшихся уже Азучены, миссис Куикли и Эболи она пела Джованну в «Риголетто», Ульрику в «Бале-маскараде», Прециозиллу в «Силе судьбы», Амнерис в «Аиде». Пела она и в операх Джоаккино Россини (Анджелина в «Золушке», Изабелла в «Итальянке в Алжире»), Джакомо Пуччини (Герцогиня в «Сестре Анджелике», Дзита в «Джанни Скикки»), Георга Фридриха Генделя (Деянира в «Геракле», Корнелия в «Юлии Цезаре в Египте»), Гаэтано Доницетти (Заида в «Доне Себастьяне, короле Португальском», Пьеротто в «Линде ди Шамуни», Леонора в «Фаворитке»).

Присутствовали в репертуаре певицы и партии в операх русских композиторов: Ахросимова в «Войне и мире» Сергея Сергеевича Прокофьева, Хозяйка корчмы в «Борисе Годунове» Модеста Петровича Мусоргского. Она пела также Далилу в «Самсоне и Далиле» Камиля Сен-Санса, Принцессу де Буйон в «Адриане Лекуврёр» Франческо Чилеа, заглавную роль в «Кармен» Жоржа Бизе, Лауру в «Джоконде» Амилькаре Понкьелли, Адальджизу в «Норме» Винцечно Беллини.

В «Медее» Луиджи Керубини, где она пела Нерис, ее партнершей была Мария Каллас. Выступала она и в творениях композиторов ХХ столетия, среди которых – Джан Франческо Малипьеро, Луиджи Даллапиккола, Ильдебрандо Пиццетти. В 1970 году в Римской опере она исполнила роль Лизаветы на мировой премьере оперы Лучиано Чайли «Идиот» по одноименному роману Фёдора Михайловича Достоевского.

Сценическая карьера Федоры Барбьери, длившаяся шесть десятилетий, завершилась в 2000 году в том же театре, где она начиналась, а последней ролью, исполненной ею, стала Лючия в «Сельской чести» Пьетро Масканьи.

В последующие годы певица принимала участие в работе жюри различных вокальных конкурсов. В таком качестве она прославилась своей прямотой и бескомпромиссностью, даже некоторой резкостью суждений.

Федора Барьбери ушла из жизни в 2003 году. В 2012 году Елена Васильевна Образцова организовала в Санкт-Петербурге вокальный конкурс, посвященный ее памяти.


Итальянская певица (меццо-сопрано). Среди её педагогов — Ф. Бугамелли, Л. Тоффоло, Дж. Тесс. Дебютировала в 1940 на сцене театра «Комунале» (Флоренция). Во второй половине 40-х гг. завоевала широкую популярность, пела во многих театрах мира. С 1950 солистка «Метрополитен-опера». Продолжала выступать и в 70-х гг., но не в основных партиях.

В 1942 с успехом дебютировала в Ла Скала (партия Мэг Педж в «Фальстафе»). В 1946 там же исполнила заглавную партию в «Золушке» Россини. В 1950-75 неоднократно пела в Метрополитен-опера (дебют в партии Эболи в опере «Дон Карлос» и др.). В Ковент-Гардене в 1950-58 (партии Азучены, Амнерис, Эболи). Выступала в первой постановке «Войны и мира» на европейской сцене в 1953 на фестивале «Флорентийская весна» (партия Элен). Выступила в опере «Юлий Цезарь» Генделя в Риме (1956). Пела «Реквием» Верди на Зальцбургском фестивале 1952.

Из записей можно отметить ряд партий в вердиевских операх: Амнерис (дир. Серафин), Ульрика в «Бале-маскараде» (дир. Вотто, обе EMI).

Одна из крупнейших певиц своего времени, Барбьери обладала сочным, гибким голосом, особенно красиво звучавшим в низком регистре. По складу дарования ей были ближе драматические партии — Азучена, Амнерис; Эболи, Ульрика («Дон Карлос», «Бал-маскарад»), Кармен, Далила.

Мастерство Барбьери как комедийной артистки раскрылось в партиях Квикли («Фальстаф»), Берты («Севильский цирюльник»), Хозяйки корчмы («Борис Годунов»), исполненных в поздний период деятельности. Выступала в концертах.

реклама

вам может быть интересно

Публикации

Главы из книг

Записи

рекомендуем

смотрите также

Реклама