Опера Бенджамина Бриттена «Билли Бадд»

Композитор
Дата премьеры
01.12.1951
Жанр
Страна
Англия
Бенджамин Бриттен / Benjamin Britten

«Билли Бадд» (англ. Billy Budd) — опера Бенджамина Бриттена в четырех действиях, либретто Э. Фостера и Э. Крозье.

Премьера: Лондон, театр «Ковент-Гарден», 1 декабря 1951 г., под управлением автора.

Сюжет заимствован из повести американского писателя Г. Мелвилла «Билли Бадд, формарсовый матрос» (1891), на основе которой раньше была написана опера итальянским композитором Дж. Гедини (1948).

Действие развертывается в 1797 г. на британском военном корабле. Драматический конфликт основан на столкновении простодушного, любящего людей молодого матроса Билли и старшины корабельной полиции Джона Клаггарта, который, возненавидев Билли, обвинил его в подстрекательстве к мятежу. Во время столкновения с Клагтартом Билли нечаянно убил его. Военный суд приговаривает юношу к казни через повешение. Уходя на казнь, Билли благословляет капитана, который любит его, но вынужден утвердить приговор.

В музыке, суровой и мрачной, преобладает речитативное начало. Ариозных эпизодов мало. Основным носителем действия является оркестр. Как и в «Питере Граймсе», здесь несколько симфонических картин (четыре в двух действиях), воссоздающих атмосферу событий, образ моря. В опере воплощена гуманистическая тема повести Мелвилла, ее страстный протест против бесчеловечности, обличение жестокости.

А. Гозенпуд


Идею создания оперы «Билли Бадд» подсказал Бенджамину Бриттену его друг Эдвард Морган Форстер. Композитор и писатель познакомились еще до Второй мировой войны. В 1948 году они обсуждают возможные сюжеты для новой оперы, и в конечном итоге выбор пал на произведение американского писателя, автора знаменитого романа «Моби Дик» — Германа Мелвилла. Речь шла о его повести «Билли Бадд, фор-марсовый матрос», созданную в 1891 году. Как и во многих произведениях этого писателя-моряка, действие в повести разворачивается в море. Бриттен не был единственным, кто обратился к сюжету этой повести — несколько раньше оперу по произведению Г. Мелвилла создал Дж. Ф.Гедини, итальянский композитор. Его «Билли Бадд» был представлен в рамках фестиваля в Венеции, состоявшегося в 1949 году — впрочем, особого впечатления эта одноактная опера не произвела ни на публику, ни на критиков.

Либретто оперы «Билли Бадд» написали совместно Э. М. Форстер и постоянный либреттист Бриттена — Эри Крозье. Произведение воплотило возвышенный гуманистический смысл, который так необходим был послевоенному миру. Действие происходит в неспокойное время: идет война между Англией и Францией, между тем, во Франции разворачиваются революционные события, вести о которых провоцируют английских матросов бунтовать. В такой «огнеопасной» обстановке на одном из английских военных кораблей появляется новый матрос Билли Бадд, получивший за свою наивность прозвище «Бэби». И вот этот добрый, жизнерадостный парень оказывается в центре страшных событий: по нелепой случайности его громкий возглас принимается за подстрекательство к бунту, что приводит к постоянным конфликтам со старшиной корабельной полиции, которого Билли убивает во время одного из столкновений, сам того не желая. Капитан понимает, что Бадд не виноват в этом, но — несмотря на свое доброе отношение к матросу — вынужден приговорить его к повешению. Билли же до конца сохраняет свою доброту и стремление к справедливости — он идет на смерть, не проклиная никого, напротив — благословляя капитана. Много лет спустя капитан вспоминает об этом с благодарностью.

Такой сюжет определил ряд музыкальных особенностей произведение. Учитывая, что действие оперы «Билли Бадд» происходит на корабле в ту эпоху, когда присутствие женщины в море — тем более на военном судне — было невозможно принципиально, партии всех персонажей — и весьма многочисленных (более двадцати действующих лиц) — поручаются исключительно мужским голосам, среди которых шесть теноров, пять баритонов, пять басов и один бас-баритон. В распределении голосов композитор делает неожиданный ход: казалось бы, роль простодушного парня Билли должен исполнять тенор, а мудрого капитана Вира — Есть в опере и разговорная роль — Юнга. Отказавшись от использования женских голосов в этой опере, Бриттен, тем не менее, прибегает к голосам детским — партии четверых гардемаринов поручены дискантам. Присутствует в опере и детский хор, воплощающий образ так называемых «пороховых обезьян», то есть мальчиков из оружейной команды корабля.

Мрачные события, разворачивающиеся в опере «Билли Бадд», мало располагали к красивым мелодиям широкого дыхания, по этой причине в опере не так уж много ариозных фрагментов — суровую атмосферу борьбы, разворачивающейся и на корабле, и в человеческих душах, создается в основном посредством начала речитативного. К этому и располагает и либретто, в котором практически нет рифмованного текста — исключение составляет лишь песня, которую поют моряки.

Колоссальную роль в опере «Билли Бадд» принадлежит хору: он участвует в пяти картинах из семи, причем каждый раз речь идет о весьма масштабной хоровой сцене. Бриттен использует богатейший арсенал приемов хорового письма: унисоны и дифференциация групп, хоральная фактура и полифоническое развитие, в кульминационных моментах возникает скандирование и даже глиссандо. В некоторых хоровых сценах композитор использует жанр шанти — трудовых песен, которые пели английские матросы до появления паровых двигателей. Этот жанр становится своеобразной приметой исторической эпохи, когда происходит действие. По словам Бриттена, «в опере люди поют постоянно, на борту корабля человек поет, только когда он поет шанти».

Первое исполнение оперы «Билли Бадд» состоялось в декабре 1951 года. Композитор предполагал, что заглавную роль будет исполнять Джерент Эванс, певец даже начал работать над партией, но она оказалась для него слишком высокой, поэтому Дж. Эванс выступил на премьере в другой роли — кормчего мистера Флинта, Билли Бадда же сыграл Теодор Аппман, для которого партия эта оказалась поистине судьбоносной и счастливой — после исполнения ее певец был назван новой оперной «звездой». Дирижировал премьерой сам Бриттен, и успех был таким грандиозным, что по завершении спектакля в ответ на аплодисменты публики пришлось семнадцать раз поднимать занавес.

реклама

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама