Феликс Михайлович Блуменфельд

Дата рождения
19.04.1863
Дата смерти
21.01.1931
Профессия
Страна
Россия, СССР
Феликс Михайлович Блуменфельд / Felix Blumenfeld

Блуменфельд Феликс Михайлович (7 (19) IV 1863, Ковалёвка Херсонской губ. — 21 I 1931, Москва) — русский советский пианист, дирижёр, композитор и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1927).

Первоначальное музыкальное образование получил у Г. В. Нейгауза в Елизаветграде. В 1885 окончил Петербургскую консерваторию по классу фортепиано P. P. Штейна. Композиции обучался у Н. А. Римского-Корсакова. С 1885 преподаватель, в 1897–1905 и 1911–18 профессор Петроградской консерватории. В 1918–22 директор Музыкально-драматического института им. Лысенко в Киеве и профессор Киевской консерватории, с 1922 профессор Московской консерватории.

В 1895–1911 дирижёр Мариинского театра в Петербурге; под его управлением был впервые поставлен ряд опер Н. А. Римского-Корсакова (в т. ч. «Сказание о невидимом граде Китеже», 1907) и Р. Вагнера. В 1908 с успехом дирижировал спектаклями русской оперы в Париже (см. «Русские сезоны»; поставил оперу «Борис Годунов»). Руководил «Русскими симфоническими концертами».

Пианистическое искусство Блуменфельда сложилось под воздействием А. Г. Рубинштейна. Для героического и вместе с тем лирического стиля игры Блуменфельда характерны певучесть, красочность, виртуозность. Был первым исполнителем ряда фортепианных произведений русских композиторов (А. К. Лядова, А. К. Глазунова, А. С. Аренского и др.). Выступал как ансамблист, аккомпанировал певцам (в т. ч. Ф. И. Шаляпину).

Блуменфельд сыграл значительную роль в истории русской и советской фортепианной педагогики. Его основные принципы (пути воспитания личности ученика, методы формирования слуха, приёмы работы над муз. произв. и над развитием техники) оказали большое влияние на педагогику Г. Г. Нейгауза. Из школы Блуменфельда вышли выдающиеся пианисты (А. М. Дубянский, С. Б. Барер, В. С. Горовиц, М. И. Гринберг) и ряд деятелей советской музыкальной культуры (А. В. Гаук, Г. П. Таранов, М. Р. Раухвергер, Л. А. Баренбойм, Б. Я. Вайншенкер, А. Г. Руббах, С. И. Шлифштейн, А. Н. Цфасман, Г. Я. Эдельман и др.).

Как композитор Блуменфельд примыкал к Беляевскому кружку. Наибольший интерес представляют его романсы («Заклинание», цикл «Весна» и др.), фортепианные пьесы (этюды, сюиты «У воды», «Звоны», транскрипция вальса Глазунова и др.), струнный квартет, а также симфония «Памяти дорогих усопших».

Братья Блуменфельда:

Сигизмунд Михайлович Блуменфельд (1852, Одесса — 12 II 1920, Петроград) — композитор, пианист, педагог. Учился в Московской консерватории у Д. Гальвани (пение), Э. Л. Лангера (фортепиано). В 1918–20 хранитель музея им. М. И. Глинки в Петроградской консерватории. Автор музыкальных произведений и статьи «Новая (естественная) система Густава Нейгауза» («РМГ», 1910, No3).

Станислав Михайлович Блуменфельд (1850 — 8 (20) II 1897, Киев) — пианист и педагог. В 80-90-х гг. 19 в. преподавал игру на фортепиано в Киеве, где открыл собственную музыкальную школу.

Литература: К 100-летию со дня рождения Ф. М. Блуменфельда (статьи Б. Асафьева, А. Гаука, Г. Нейгауза, С. Шлифштейна), «СМ», 1963, No 4, с. 74–83; Баренбойм Л., Фортепианно-педагогические принципы Ф. М. Блуменфельда, М.-Л., 1964; его же. На уроках Ф. М. Блуменфельда, в сб.: Вопросы фортепианного исполнительства, вып. 1, М., 1965, с. 202–25; его же, Фортепианно-педагогические принципы Ф. М. Блуменфельда, в его сб.: Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства, Л., 1969; Моозер P. A., Воспоминания о Ф. М. Блуменфельде (Петербургские воспоминания швейцарского музыканта), в сб.: Музыкальное исполнительство, вып. 6, М., 1970, с. 213–16.

Л. А. Баренбойм
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама