
Бухбиндер Михаил Александрович (10 (23) V 1911, Кутаиси — 26 III 1970, Тбилиси) — советский дирижёр. Народный артист РСФСР (1961). Член КПСС с 1944.
Окончил в 1932 Тбилисскую консерваторию по классу фортепиано Л. М. Кутателадзе, в 1937 — Ленинградскую консерваторию по классу дирижирования И. А. Мусина. В 1937–46 дирижёр Грузинского театра оперы и балета; в 1946–50 главный дирижёр Бурятского театра оперы и балета в Улан-Удэ; с 1950 — Театра оперы и балета в Новосибирске (с 1967 дирижёр-постановщик). С 1957 преподавал в Новосибирской консерватории (с 1963 доцент), с 1967 — в Тбилисской консерватории.
И. М. Ямпольский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Первые занятия Бухбиндера по дирижированию проходили в Тбилисской консерватории под руководством М. Багриновского и Е. Микеладзе, а позже он обучался в Ленинградской консерватории (1932—1937) в классе И. Мусина. В ту пору ему довелось работать в оперной студии Ленинградской консерватории, сотрудничать с выдающимся мастером сцены певцом И. Ершовым и опытным режиссером Э. Капланом. Это позволило ему еще в студенческие годы приобрести немалый практический опыт. В 1937 году молодой дирижер начал работать в Тбилисском театре оперы и балета, а также руководил симфоническим оркестром Грузинского радио.
В послевоенные годы Бухбиндер — главный дирижер Театра оперы и балета в Улан-Уде (1946—1950). Здесь под его управлением были впервые поставлены оперы Л. Книппера и С. Ряузова.
В 1950—1967 годах Бухбиндер возглавлял один из лучших коллективов страны — Новосибирский театр оперы и балета. Среди его наиболее крупных работ — «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Садко» Римского-Корсакова, «Банк-Бан» Эркеля (впервые в СССР), сценический вариант «Патетической оратории» Г. Свиридова. Вместе с театром дирижер гастролировал в Москве (1955, 1960, 1963). С 1957 года он вел также оперный класс Новосибирской консерватории, а с 1967 года — в Тбилисской консерватории.
Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.