
Ямада, Косаку (Косак) (9 VI 1886, Токио — 29 XII 1965, там же) — японский композитор и дирижёр. Член Японской академии искусств (1942).
Учился в Императорской музыкальной академии в Токио (1904–08), затем в Высшей музыкальной школе в Берлине у К. Вольфа и М. Бруха (композиция, 1908–13). В 1914 организовал Токийский филармонический оркестр, выступавший под его управлением в Японии и др. странах (исполнял национальную, европейскую и американскую музыку). Гастролировал как дирижёр в СССР (1930, 1933), странах Западной Европы (1930, 1937, 1950), неоднократно — в США. Преподавал композицию и музыкально-теоретические предметы в университете в Токио.
Ямада — один из первых японских композиторов, получивших европейское музыкальное образование и развивавших в своём творчестве западно-европейские музыкальные традиции (наиболее значительно влияние веристов). Автор книг (все изданы на японском языке в Токио) «Современное учение о гармонии» (1918), «Запись современных танцев» (1922), «Границы музыкального вдохновения» (1924), «Как писать песни» (1932), «Музыкальные анекдоты Косаку» (1935), «Учение о гармонии и композиции» (1937), «12 лекций о музыке» (1951). Многие произведения Ямады погибли в 1945 при бомбежке Токио.
Сочинения:
оперы (6), в т. ч. Алладина и Паломид (1913), Падшая небесная дева (соч. 1908; 1929, Токио), Айаме (1931, Париж), Чёрный корабль (Рассвет, 1940, Токио), музыкальные драмы Падший ангел (1912; 1929, Токио), Сянг Фей (1947; 1954, Токио); оратории, 5 кантат, в т. ч. Мария Магдалина (1916), Ода Мейдзи (1925); для оркестра — 5 симфоний, в т. ч. Гимн Сёва (1938), 6 симфонических поэм (1913, 1913, 1916; 1940 с хором; 1944; 1956, с хором), сюиты, в т. ч. Камикадзе (1944); камерно-инструментальные ансамбли; фортепианные пьесы, около 1000 хоров и песен.
Дж. К. Михайлов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Велика и многообразна роль Ямады — композитора, дирижера, общественного деятеля — в развитии музыкальной культуры Японии. Но, пожалуй, главная его заслуга — основание первого в истории страны профессионального симфонического оркестра. Это произошло в 1914 году, вскоре после того, как молодой музыкант завершил свою профессиональную подготовку.
Ямада родился и вырос в Токио, здесь же окончил Музыкальную академию в 1908 году, а затем совершенствовался под руководством Макса Бруха в Берлине. Вернувшись на родину, он понял, что без создания полноценного оркестра невозможно ни распространение музыкальной культуры, ни развитие дирижерского искусства, ни, наконец, появление национальной композиторской школы. Вот тогда-то Ямада и основал свой коллектив — Токийский филармонический оркестр.
Возглавляя оркестр, Ямада вел большую просветительскую работу. Он ежегодно давал десятки концертов, в которых исполнял не только классическую музыку, но и все новые сочинения своих соотечественников. Горячим пропагандистом молодой японской музыки проявил он себя и в зарубежных гастролях, которые были на протяжении нескольких десятилетий очень интенсивными. Еще в 1918 году Ямада впервые гастролировал в США, а в тридцатых годах завоевал международную известность, выступая во многих странах, в том числе дважды — в 1930 и 1933 годах — в СССР.
По своей дирижерской манере Ямада принадлежал к классической европейской школе. Дирижера отличала тщательность в работе с оркестром, внимание к деталям, ясная и экономная техника. Ямаде принадлежит немалое число сочинений: оперы, кантаты, симфония, оркестровые и камерные пьесы, хоры и песни. Они выдержаны преимущественно в традиционном европейском стиле, но содержат и элементы мелодики и структуры японской музыки. Ямада много сил посвящал педагогической работе — большинство современных композиторов и дирижеров Японии в той или иной степени являются его учениками.
Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.