Грейс Бамбри

Дата рождения
04.01.1937
Дата смерти
07.05.2023
Профессия
Тип голоса
меццо-сопрано, сопрано
Страна
США
Грейс Бамбри

Грейс Бамбри (англ. Grace Bumbry; 4 января 1937, Сент-Луис, Миссури, США — 7 мая 2023, Вена, Австрия) — американская оперная певица (меццо-сопрано и сопрано).

«Черная Венера музыки» – так называли американскую певицу Грейс Бамбри. В те годы, когда она начинала свою карьеру, Америке было далеко до эпохи так называемой «толерантности», и цвет кожи певицы еще не был «пропуском» открывающим все двери. Бамбри достигла успеха не благодаря, а вопреки своей расовой принадлежности.

Будущая певица появилась на свет в Сент-Луисе, в штате Миссури. Семья ее отца – железнодорожного рабочего – не была состоятельной, однако ей удалось поступить в Высшую школу Чарльза Самнера (это было первое учебное заведение такого рода в США, куда принимали представителей негроидной расы). Одновременно она обучалась пению.

Вскоре после окончания школы семнадцатилетняя Грейс приняла участие в вокальном радио-конкурсе. Исполнив арию Эболи из вердиевского «Дона Карлоса», она стала победительницей, но поступить в консерваторию это ей не помогло… Да, причиной неудачи стал не недостаток вокальных данных или подготовки, а цвет кожи абитуриентки и расовые предубеждения руководства консерватории. Но организаторы конкурса, в котором она недавно одержала победу, решили поддержать молодое дарование – благодаря их помощи Бамбри стала студенткой Бостонского университета, а в скором времени перевелась в Северо-Западный университет. Там ее наставницей стала немецкая певица Лотта Лемон, драматическое сопрано и специалист по музыке Рихарда Вагнера.

К началу обучения у Лотты Леман голос Бамбри был уже в основном сформирован благодаря занятиям с педагогом из ее родного города, однако новая наставница дала ей нечто большее – искусство интерпретации, основанное на анализе произведений. Она приучила Грейс «пробираться голосом за нотные строчки», постигая то, что хотел сказать композитор. Что бы ни исполнялось – оперная ария или немецкая песня – Лотта Леман призывала ученицу обращать внимание не только на музыку, но и на словесный текст, анализировать его, чтобы понимать, о чем она поет.

В 1958 году молодая певица вновь одержала конкурсную победу – на сей раз речь шла о конкурсе, организованном Национальным советом по прослушиванию в Метрополитен-опера. В том же году она впервые выступила за пределами родной страны, дав во французской столице сольный концерт, а по прошествии двух лет состоялся оперный дебют Грейс Бамбри. Это тоже произошло в Париже, а первой ее партией стала Амнерис в «Аиде» Джузеппе Верди. Вскоре после этого она стала солисткой Базельской оперы.

Истинным «звездным часом» стало для Бамбри участие в 1961 году в Байрёйтском фестивале, где она исполнила роль Венеры в «Тангейзере». Впервые в истории этого вагнеровского фестиваля на нем выступила чернокожая певица! Поначалу поклонники вагнеровской оперы приняли этот факт «в штыки», пересудов было много – но лишь до того момента, как Бамбри вышла на сцену. Артистка сумела доказать, что Виланд Вагнер не ошибся, выбрав ее: блестящее исполнение свело на нет все предубеждения слушателей – успех был грандиозным: более сорока раз пытались опустить занавес, но это не останавливало бурные аплодисменты, длившиеся полчаса.

Это выступление на Байрёйтском фестивале стало началом блестящей международной карьеры: Ковент-Гарден, Ла Скала, Метрополитен-опера… В родной стране искусство певицы было оценено на самом высоком уровне – сама Жаклин Кеннеди пригласила ее выступить в Белом доме (годы спустя певица еще раз выступила там – по случаю инаугурации президента Рональда Рейгана).

Громко заявив о себе в самом начале сценической карьеры, Грейс Бамбри в дальнейшем никогда не исполняла маленьких ролей – именно поэтому она лишь через четыре года после своего триумфа в Байрёйте попала в Метрополитен-опера: приглашения от этого театра она получала неоднократно, но речь шла о небольших партиях, а певица была убеждена, что ее дебютом в самом прославленном театре США должна стать если не главная, то хотя бы значительная роль. И только когда в Метрополитен-опера ей предложили партию Эболи в «Доне Карлосе», она согласилась. Бамбри блистала в партиях меццо-сопранового репертуара – Азучена в «Трубадуре», Сантуцца в «Сельской чести» и другие, но со временем стала ощущать, что с ее голосом что-то не так – этого не замечали ни коллеги, ни слушатели, но замечала сама певица. В особенности проблемы ощущались при исполнении партии Кармен. Врачи, к которым она обращалась, говорили: причина в том, что исполнительница поет в не подходящем ей диапазоне. И тогда Бамбри отважилась на решительный шаг – переключилась с меццо-сопрановых партий на сопрановые. Ее первым выступлением в таком качестве стала партия Леди Макбет, исполненная в 1964 году на Зальцбургском фестивале. Позднее были Аида, Енуфа в «Ее падчерице» Леоша Яначека и другие. К середине 1970-х годов Бамбри полностью сосредоточилась на сопрановом репертуаре, но в 1990-х годах вернулась к меццо-сопрановому.

Сценическая деятельность Грейс Бамбри не ограничивалась оперной сценой. С середины 1990-х годов она исполняла афроамериканские народные песни в составе созданного ею самой ансамбля. Покинув оперную сцену в 1997 году, певица преподавала, входила в состав жюри различных вокальных конкурсов. Но в 2013 году она вновь выступила в Венской опере – в роли Графини в «пиковой даме» Петра Ильича Чайковского.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама