Андрей Павлович Петров

Дата рождения
02.09.1930
Дата смерти
15.02.2006
Профессия
Страна
Россия, СССР
Андрей Павлович Петров

Андрей Петров принадлежит к числу композиторов, чья творческая жизнь началась в послевоенные годы. В 1954 г. он окончил Ленинградскую государственную консерваторию по классу профессора О. Евлахова. С тех пор ведет отсчет его многогранная и плодотворная музыкальная и музыкально-общественная деятельность.

Личность Петрова — композитора и человека определяет его отзывчивость, внимание к творчеству своих собратьев по ремеслу и их повседневным нуждам. Вместе с тем Петров в силу своей природной общительности свободно ощущает себя в любой аудитории, в т. ч. и непрофессиональной, с которой он легко находит общий язык. И такая контактность проистекает из коренного свойства его художественного дарования — он один из немногих мастеров, которые сочетают работу в серьезном музыкальном театре и в концертно-филармонических жанрах с успешным трудом на ниве жанров массовых, рассчитанных на многомиллионную аудиторию.

Широкую популярность приобрели его песни «А я иду, шагаю по Москве», «Голубые города» и многие другие сочиненные им мелодии. Петров как композитор принял участие в создании таких замечательных кинофильмов, как «Берегись автомобиля», «Старая, старая сказка», «Внимание, черепаха!», «Укрощение огня», «Белый Бим Черное ухо», «Служебный роман», «Осенний марафон», «Гараж», «Вокзал для двоих» и др. Упорная и настойчивая работа в кинематографе способствовала освоению интонационного строя современности, песенных стилей, бытующих среди молодежи. И это по-своему отразилось на работе Петрова в других жанрах, где ощутимо дыхание живой, «общительной» интонации.

Основной сферой приложения творческих сил Петрова стал музыкальный театр. Уже его первый балет «Берег надежды» (либр. Ю. Слонимского, 1959) привлек внимание советской музыкальной общественности. Но особенную популярность завоевал балет «Сотворение мира» (1970), созданный по мотивам сатирических рисунков французского карикатуриста Жана Эффеля. Либреттисты и постановщики этого остроумного спектакля В. Василев и Н. Касаткина надолго стали основными сотрудниками композитора в ряде его работ для музыкального театра, например, в музыке к спектаклю «Мы хотим танцевать» («В ритме сердца») с текстом В. Константинова и Б. Рацера (1967).

Наиболее значительной работой Петрова стала своеобразная трилогия, включающая 3 сценических сочинения, связанные с ключевыми, поворотными событиями русской истории. Опера «Пётр Первый» (1975) принадлежит к жанру оперы-оратории, в которой применен принцип фресковой композиции. Не случайно ее основу составило ранее созданное вокально-симфоническое сочинение — фрески «Петр Первый» для солистов, хора и оркестра на оригинальные тексты исторических документов и старых народных песен (1972).

В отличие от своего предшественника М. Мусоргского, обратившегося к событиям той же эпохи в опере «Хованщина», советского композитора привлекла грандиозная и противоречивая фигура преобразователя России — подчеркнуто величие дела создателя новой российской государственности и в то же время обнажены те варварские методы, какими он добивался своих целей.

Второе звено трилогии представляет вокально-хореографическая симфония «Пушкин» для чтеца, солистки, хора и симфонического оркестра (1979). В этом синтетическом произведении ведущую роль играет хореографический компонент — основное действие представлено артистами балета, а декламируемый текст и вокальные звучания разъясняют, комментируют происходящее.

Тот же прием отражения эпохи через восприятие выдающегося художника использован и в опере-феерии «Маяковский начинается» (1983). Становление поэта революции также раскрыто в сопоставлении сцен, где он предстает в союзе с друзьями и единомышленниками, в противостоянии с противниками, в диалогах-поединках с литературными героями. «Маяковский начинается» Петрова отражает современные искания нового синтеза искусств на театральных подмостках.

Петров проявил себя также в различных жанрах концертно-филармонической музыки. Среди его произведений симфонические поэмы (наиболее значительна Поэма для органа, струнных, четырех труб, двух фортепиано и ударных, посвященная памяти погибших во время блокады Ленинграда, — 1966), Концерт для скрипки с оркестром (1980), камерные вокальные и хоровые произведения.

Среди сочинений 80-х гг. наиболее примечальна «Фантастическая симфония» (1985), навеянная образами романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». В этом произведении сконцентрировались характерные черты творческого дарования Петрова — театрально-пластическая природа его музыки, тот дух живого лицедейства, которое стимулирует деятельность слушательского воображения. Композитор верен стремлению связать несоединимое, сочетать с виду несогласуемое, достигнуть синтеза музыкального и внемузыкального начал.

М. Тараканов
Источник: Творческие портреты композиторов, 1990 г.


Андрей Петров (Andrey Petrov)

Петров Андрей Павлович (2 IX 1930, Ленинград — 15 II 2006, там же) — советский композитор. Народный артист РСФСР (1976). Народный артист СССР (1980). Лауреат двух Государственных премий СССР (1967, 1976), Государственной премии РФ (1995) и Премии Президента Российской Федерации (2000). Член КПСС с 1957. Депутат Верховного Совета РСФСР 7-го и 8-го созывов.

В 1954 окончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции у О. А. Евлахова. С 1964 председатель правления Ленинградской организации Союза Композиторов РСФСР. Творчество Петрова охватывает различные музыкальные жанры. Для него характерно оптимистическое, гармоничное восприятие действительности, стремление к её философскому осмыслению. Наряду с современной темой (симфонические сочинения «Песни наших дней», «Поэма памяти погибших в годы блокады Ленинграда», балет «Берег надежды») Петров обращается к историческому прошлому (опера «Пётр Первый»), легендарной тематике (балет «Сотворение мира»), сюжетам классической литературы (симфоническая поэма «Радда и Лойко»).

В симфонической, театральной музыке композитор использует песенные интонации, а песням Петрова, принесшим ему широкую известность, и эстрадной музыке свойственно развитие, идущее от опыта работы в области крупной формы. Государственная премия СССР (1967, 1976).

Сочинения:

опера — Пётр Первый (1975, Ленинградский театр оперы и балета); балеты — Станционный смотритель (по повести А. С. Пушкина, 1956, силами Ленинградского хореографического училища на сцене Ленинградского театра оперы и балета), Берег надежды (1959, Ленингр. театр оперы и балета), Сотворение мира (1971, там же); оперетты — Жили три студента (совместно с А. А. Черновым, 1961, Ленинградский театр муз. комедии), Мы хотим танцевать (В ритме сердца, 1967, там же);

для оркестра — симф. поэма Радда и Лойко (по М. Горькому, 1954), Праздничная увертюра (1955), симфонический цикл Песни наших дней (1964); Поэма памяти погибших в годы блокады Ленинграда (для органа, струнных, 4 труб. 2 фортепиано и ударных, 1966);

для голоса с оркестром — поэмы Последняя ночь (сл. В. Б. Азарова, 1957), Поэма о пионерке (сл. Э. Г. Багрицкого, 1958), вокально-симфонические фрески Пётр Первый (сл. Н. Д. Касаткиной и В. В. Васильева, 1972); для голоса с фортепиано — цикл Простые песни (сл. Дж. Родари, 8 песен, 1956), Пять весёлых песен (на сл. советских поэтов, 1961), Патетическая поэма (памяти В. И. Ленина, для баса, 2 фортепиано и ударных, на сл. советских поэтов, 1970);

эстрадные песни — Баллада о рыбаке (из фильма «Человек-амфибия», сл. Ю. В. Друниной, 1960), Песня о друге (из фильма «Путь к причалу», сл. Г. Поженяна, 1961), Звезды в кондукторской сумке (сл. Л. В. Куклина, 1962), Я шагаю по Москве (из одноим. фильма, сл. Г. Ф. Шпаликова, 1962), Голубые города (из фильма «Два воскресенья», сл. Куклина, 1962), На кургане (из фильма «Принимаю бой», сл. Друниной, 1963), А люди уходят в море (сл. Ю. И. Панкратова, 1965), Песня о моей стране (сл. Г. Я. Горбовского, 1972) и др.; музыка к фильмам (ок. 20), в т. ч. «Человек-амфибия» (1962), «Путь к причалу» (1962), «Я шагаю по Москве» (1963), «Берегись автомобиля» (1966), «Укрощение огня» (1973), «Синяя птица» (1976), «Белый Бим, чёрное ухо», «Служебный роман» (оба — 1977) и др.;

музыка к спектаклям драматического театра; для эстрадного оркестра — пьесы Тройка, Русский сувенир, Новый скрипач в оркестре и др.

Литература: (Кенигсберг К. Я.), Андрей Петров, М., 1959; Чернов A. A., Романтическая устремленность, «СМ», 1966, No 6; Хентова С. М., Современность — тема творчества, в её кн.: Музыканты о своем искусстве, М., 1967; Бялик М. Г., Гармония контрастных начал, «СМ», 1970, No 11; Катонова С. В., О музыке балета А. Петрова «Сотворение мира», в сб.: Музыка и жизнь, вып. 1, М.-Л., 1972; Земцовский И., Слово о Петровых фресках, «СМ», 1974, No 4; Григорьев Л., Платек Я., Андрей Петров, «МЖ», 1974, No 17; Мархасев Л. С., Андрей Петров, знакомый и незнакомый, Л., 1974.

М. Г. Бялик
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Произведения

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама