Казелла. Фортепианное творчество

Композитор
Жанр
Страна
Италия
Альфредо Казелла / Alfredo Casella

Произведения для фортепиано являются важной частью творческого наследия Альфредо Казеллы. Этот итальянский композитор начинал свой путь в музыкальное искусство с освоения фортепиано, обучался в Парижской консерватории у Луи Демьера, демонстрируя блестящие результаты, а впоследствии выступал как пианист – солист и участник ансамблей, в том числе трио Джордже Энеску, а также аккомпанировал Пабло Казальсу. Казелла преподавал искусство фортепианной игры в различных учебных заведениях Италии. В его жизни фортепиано играло столь значительную роль, что, будучи композитором, он не мог не создавать музыку для него.

Первым опубликованным сочинением Казеллы было фортепианное произведение – созданная в 1902 г. «Павана», удостоившаяся первой премии на конкурсе газеты «Фигаро». В последующие годы были написаны «Вариации на чакону», Токката для рояля, в которой проявилось влияние французских импрессионистов, а также Баркарола. На протяжении 1910–1911 гг. композитор создал ряд пьес, опубликованных в сборнике под названием «В духе…». Эти пьесы представляют собой остроумные музыкальные «портреты» различных композиторов – Клода Дебюсси, Рихарда Вагнера, Иоганнеса Брамса, Габриеля Форе, Рихарда Штрауса, Сезара Франка. Во втором сборнике под таким названием, опубликованным в 1917 г., Казелла пародировал Мориса Равеля и Венсана д’Энди.

О проявлении сложившегося индивидуального пианистического стиля Казеллы можно говорить применительно к Девяти пьесам для фортепиано, созданным в 1914 г. («В варварском духе», «В крестьянском духе», «В духе менуэта» и другие). В этих пьесах импрессионистские черты сочетаются с тембральной яркостью, напоминающей стиль Белы Бартока. В пьесах встречаются и атональные приемы, и политональные аккордовые сочетания, и двенадцатизвучные комплексы.

На события Первой мировой войны Казелла откликнулся созданием цикла «Страницы войны» для фортепиано в четыре руки, жанр которого он определил как «четыре музыкальных фильма», поскольку произведение создавалось под впечатлением военной кинохроники. В этих пьесах нет грандиозных батальных картин или победных фанфар – война предстает во всем своем ужасе: тяжкая поступь армии («В Бельгии. Проход немецкой тяжелой артиллерии»), разрушение («Во Франции. Перед руинами Реймского собора»), стихийная сила атаки («В России. Атака казачьей кавалерии»), скорбь по погибшим («В Эльзасе. Деревянные кресты»). Пьесы отмечены экспрессивностью мелодий и остротой созвучий. В 1918 г. композитор создал оркестровую редакцию сочинения.

Почти в одно время с этим трагическим произведением было создано светлое, пронизанное юмором сочинение для такого же состава – цикл «Pupazzetti» («Марионетки»). Четыре пьесы цикла – «Маленький марш», «Серенада», «Маленький ноктюрн», «Полька» – привлекают внимание активной, пульсирующей ритмикой. В пятой пьесе – «Колыбельной» – присутствуют сложные гармонические сочетания. В 1920 г. был создан оркестровый вариант «Марионеток».

Творческие искания Казеллы в области фортепианной музыки не всегда находили понимание у слушателей. Так, в 1917 г. в Милане была освистана премьера его Сонатины для фортепиано: итальянская публика оказалась не готова к сочетанию неоклассической формы в духе Скарлатти с атональностью и квартовыми аккордовыми комплексами.

Интересен в гармоническом отношении цикл «Два контраста», созданный в 1918 г., особенно первая пьеса – «Grazioso» с подзаголовком «Воспоминания о Шопене». Она основана на Седьмой прелюдии польского композитора: мелодия и фактура прелюдии сохранены, но она гармонизована острыми битональными аккордами и расцвечена контрастами далеких регистров. В том же году был написан цикл «Безделушки» из трех легких пьес – «Прелюдия», «Серенада» и «Колыбельная», последняя позднее была переложена для скрипки с фортепиано.

Из фортепианных сочинений 1914–1920-х гг. Казелла особо отмечал поэму «Глубокой ночью». В ней сконцентрировано множество виртуозных приемов, произведение отмечено сложной фактурой, политональными наложениями мелодических линий и жесткими созвучиями, передающими состояние одинокого, отчаявшегося человека. При первом исполнении поэма потерпела сокрушительное фиаско: композитора называли «паладином какофонии» и даже вредным для итальянской культуры человеком (негодование публики и критиков было столь велико, что в критических статьях звучали обвинения, не имевшие непосредственного отношения к сочинению: двадцать лет жизни за границей, пропаганда музыки немецких композиторов в Италии). Позднее произведение было переработано для фортепиано с оркестром.

Новые – неоклассицистские тенденции проявились в цикле «Одиннадцать пьес для фортепиано».

Последним фортепианным произведением Казеллы стали Шесть этюдов для фортепиано, завершенные в 1944 г.

Произведения Альфредо Казеллы для фортепиано стали ценным вкладом в развитие не только итальянского, но и мирового фортепианного искусства в ХХ столетии.

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама