Франческо Кавалли

Дата рождения
14.02.1602
Дата смерти
14.01.1676
Профессия
Страна
Италия

Пьетро Франческо Кавалли (итал. Pietro Francesco Cavalli, настоящее имя Пьетро Франческо Калетти, Caletti; в ранние годы прозвище — Бруни, Bruni; 14 февраля 1602, Крема — 14 января 1676, Венеция) — итальянский композитор.

Сын и ученик Дж. Б. Калетти, по прозванию Бруно (Il Bruno — Брюнет; ок. 1560–1622), соборного капельмейстера в Креме.

Завершил музыкальное образование в Венеции, где жил с 1616. С 1617 служил в соборе Сан-Марко певчим (тенор), затем органистом (с 1640-2-м, с 1665-1-м) и капельмейстером (с 1668). Писал церковную музыку (выделяется реквием), но основное внимание уделил опере. Продолжив линию римской школы и восприняв многое от К. Монтеверди, Кавалли выработал собственный стиль и стал ведущим мастером венецианской оперной школы.

Первое произведение Кавалли для музыкального театра «Свадьба Фетиды и Пелея» («Le nozze di Teti edi Peleo», 1639, т-р «Сан-Кассиано», Венеция) определено как opera scenica (сценическое произведение). Выдающийся успех третьей оперы Кавалли «Дидона» (1641, там же) создал ему славу, упроченную последующими произведениями («Эгист», 1643, там же; «Дейдамия», 1644, т-р «Новиссимо», Рим; «Орминдо», 1644, там же; «Дориклея», 1645, т-р «Сан-Кассиано»;. «Ясон», 1649, там же; «Орион», 1653, т-р «Реджо», Милан; «Гипермнестра», 1658, т-р «Пергола», Флоренция, и др.).

Наряду с мифологией в операх Кавалли представлена история («Ксеркс», 1654, т-р «Санти-Джованни э Паоло», Венеция; «Сципион Африканский», 1664, там же; «Муций Сцевола», 1665, там же; «Кориолан», т-р «Дукале», Пьяченца, 1669, и др.).

В 1660–62 жил в Париже, где были поставлены его оперы «Ксеркс» (2-я ред., 1661) и «Влюблённый Геркулес» (1662). В 1967 на фестивале в Глайндборне (Великобритания) поставлена опера Кавалли «Орминдо».

В поисках драматической правды Кавалли применял разнообразные выразительные средства, повысил эмоциональную силу мелодического пения, обогатил формы речитатива (с употреблением гармонических модуляций, колоратуры), арии (от песенных эпизодов и вариационных построений, чередующихся с речитативами, до 2- и 3-частных композиций, особенно в партиях главных персонажей) и дуэта (кульминации действия), широко использовал элементы венецианского фольклора, в частности баркаролы; в трагедийные сюжеты своих опер вводил комические ситуации.

Сочинения: 42 оперы, из них сохранились в партитурах 27; реквием (написан незадолго до кончины, исполнялся на похоронах Кавалли); «Священная музыка» (Musiche sacre, изд. 1656), месса и псалмы, сопровождаемые инструментами, гимны, антифоны и сонаты для 2–6, 8, 10 и 12 голосов, вечерни (Vesperi) для 8 голосов (изд. 1675); кантаты для 1–2 голосов, и др.

Литература: Кречмар Г., История оперы, пер. с нем. Л., 1925, с. 126–137; Роллан Р., Опера в XVII веке в Италии, Германии и Англии, пер. с франц., М., 1931, с. 46–52.

Б. С. Штейнпресс

реклама

вам может быть интересно

Произведения

Публикации

Главы из книг

Опера в XVII веке (classic-music.ru)

Словарные статьи

Венеция 12.01.2011 в 23:05

рекомендуем

смотрите также

Реклама