Венецианская школа музыки

Категории словаря

«Венецианская школа» — название нескольких направлений музыкального творчества, сложившихся в Венеции в 16–17 вв. Центром Венецианской школы в 16 — нач. 17 вв. был собор св. Марка. В нём работали органистами и композиторами все основные представители школы.

Первыми капельмейстерами собора были: П. де Фосис (в 1491–1527), А. Вилларт (в 1527–62), К. де Pope (в 1563), Дж. Царлино (в 1565–90), Б. Донато (в 1590–1603), Дж. Кроче (в 1603–09), Ч. Мартиненго (в 1609–13), К. Монтеверди (в 1613–43); первыми органистами — Дж. Армонико (в 1516–51), А. Падовано (в 1552–64), К. Меруло (в 1564–84), А. Габриели (в 1585–86), Дж. Габриели (в 1586–1612); в числе вторых органистов К. Меруло (в 1557–64), А. Габриели (в 1564–65), Дж. Габриели (в 1565–86).

Основоположником Венецианской школы был Адриан Вилларт, нидерландец по происхождению, автор мотетов, ричеркаров для инструментальных ансамблей, многохорных сочинений и канцон в народном духе. Вилларт и его ученики и последователи, в особенности А. и Дж. Габриели, объединив достижения нидерландских полифонистов и местные национальные традиции (народная песня, гомофонное сложение, многохорность), создали новый высокоразвитый монументально-декоративный стиль вокальной полифонии, характеризующийся пышностью, колористическим богатством, полнотой звучания.

В отличие от композиторов римской папской капеллы, они нередко усиливали вокальные голоса оркестровыми инструментами. В их сочинениях постоянно использовалось разделение хора и оркестра на противопоставлявшиеся друг другу группы, временами сливавшиеся в мощном общем звучании; привлекались оба имевшихся в соборе органа, также противостоявшие друг другу. Хотя большинство подобных сочинений писалось на духовные тексты («Священные симфонии» Дж. Габриели), их музыка отражала типичное для эпохи полнокровное оптимистическое мировосприятие, упоение богатством и красочностью действительности. Музыка эта была родственна современной ей венецианской живописи — творениям Тициана, Веронезе. Не случайно Дж. Габриели называли «музыкальным Тицианом Венеции».

Те же устремления проступали и в других жанрах. Основной жанр светской вокальной музыки — мадригал — вслед за Виллартом развивали его ученики Н. Вичентино и К. де Pope. Мадригал становится у них более выразительным, насыщается хроматикой. Как шуточные подражания народным песням создаются многоголосные канцоны (А. Вилларт, А. Габриели, Б. Донато, К. Меруло), которые оказали влияние на формирование мадригальной комедии и оперной арии.

В области органной музыки основы Венецианской школы заложил К. Меруло, старые органные жанры ричеркара, канцоны, токкаты развивали А. и Дж. Габриели, К. Меруло и др. Уже у Меруло органная музыка насыщается контрастами, драматизируется, у Дж. Габриели внутри ричеркара формируется новый жанр — фуга.

В 17 в. центром Венецианской школы становится первый в истории общедоступный (платный) оперный театр, открытый в 1637. Главой Венецианской школы в области оперы был Клаудио Монтеверди; его последователи в этом жанре — Ф. Кавалли, М. А. Чести, Дж. Ф. Гросси, Дж. Легренци, А. Кальдара, А. Страделла, А. Вивальди и др.

Для венецианской оперы 17 в. характерно преобладание исторических сюжетов. Стремление к особой выразительности мелодии, её драматизации (особенно в операх Монтеверди «Возвращение Улисса», 1641, и «Коронация Поппеи», 1642) сочетается с традициями bel canto. Господствуют закруглённые сольные формы (ария, дуэт, реже терцет и квартет); наряду с ариями в сопровождении генерал-баса появляются арии с оркестровым сопровождением, с концертирующими инструментами; новым выразительным средством явился аккомпанированный речитатив, применявшийся в моменты высшего драматического напряжения.

реклама

вам может быть интересно

Византийская музыка Национальные культуры
Академизм Течения в искусстве

Персоналии

Чести, Антонио 02.09.2024 в 22:26

рекомендуем

смотрите также

Пассамеццо Балет и танец
Алфавит музыкальный Термины и понятия
Гавот Музыкальные жанры
Венгерская музыка Национальные культуры
Диапазон Термины и понятия
Камерная симфония Музыкальные жанры
Diminuendo, диминуэндо Термины и понятия
Шведская музыка Национальные культуры
Нигерийская музыка Национальные культуры

Реклама